Набор упражнений для развития памяти у подростков

Память, один из психических процессов, который можно развивать с наибольшей эффективностью. Ниже приводятся игры, задания, упражнения развивающие память подростков.

Процедура 1

Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ:

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Процедура 2

"Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут..."

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке

5. Молния в темноте

6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

"А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно."

Процедура 3

"За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами."

1. Украинец 11. Масло

2. Экономика 12. Бумага

3. Каша 13. Пирожное

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейтрон 15. Стандарт

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Глина 19. Свеча

10. Словарь 20. Вишня

Процедура 4

Повторение Процедуры 3, но с числами.

1. 43 6. 72 11. 37 16. 6

2. 57 7. 15 12. 18 17. 78

3. 12 8. 44 13. 87 18. 61

4. 33 9. 96 14. 56 19. 83

5. 81 10. 7 15. 47 20. 73

Процедура 5

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены. Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Процедура 6

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой. Числовые ряды:

53 27 87 91 23 47

16 51 38 43 87 14 92

72 84 11 85 41 68 27 58

47 32 61 18 92 34 52 76 84

Сложи узор.

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Угадай, что исчезло.

Цель игры: развитие внимания и памяти.

Выложить перед малышом 3 – 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать. В 6-ти – 7-ми летнем возрасте ребёнок должен легко запоминать до 10 предметов.

Обезьянки.

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Очередь. Вариации предыдущей игры.

Взять карточки-картинки, или какие-нибудь предметы и посадить их вместе с ребёнком в очередь, например к зубному врачу, парикмахеру и так далее.

Попросить ребёнка отвернуться и кого-то убрать, спросить ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Снова попросить ребёнка отвернуться, поменять карточки местами и спросить: «Кто перепутал очередь?». Перевернуть карточки и спросить: «Где сидит бабочка? Где сидит Слоник?» и так далее.

Перепутанные линии.

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Спрячем в шкафчик.

Из пустых спичечных коробков склеить шкафчик. Коробки можно склеивать в разном порядке, разного уровня сложности. Самый простой шкафчик: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик: 6 коробок в высоту и 5 коробок в ширину.

Какой-нибудь маленький предмет, например бусинку, на глазах у ребёнка кладём на любую полочку. Задвигаем её, затем шкафчик повертеть и спросить: «На какой полке лежит бусинка?». По мере освоения можно класть разные предметы, разного цвета на разные полочки. Вопросы будут: «На какой полочке зелёный шарик? На какой полочке синяя булавка?» и так далее.

Топ-хлоп.

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Вариации на тему топ-хлоп.

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Запрещённые движения.

Взрослый показывает ребёнку движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а ребёнок повторяет все кроме одного.

«На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.


Богдан Мария Андреевна

Цель: развитие познавательной сферы - внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Возраст учащихся: 8 лет (2-е классы)

Продолжительность: 80 минут (2 урока).

Методы и формы работы: методики развития внимания, мышления, памяти (А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Г.Эббингауз), авторские упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления; игры на снятие соматического и психического напряжения.

Инструкция для детей: Я приглашаю вас принять участие в удивительном путешествии в Страну Апельсинию. Мы поплывем туда на кораблях. Каждый из вас станет капитаном и смело поведет свой корабль в эту удивительную страну. А чтобы преодолеть все преграды и справиться с опасностями, нам понадобится внимание, память и смекалка. Ну что, в путь?

Ход занятия.

Упражнение «Как здороваются капитаны».

Цель: создание позитивной атмосферы, раскрепощение участников.

Инструкция: Знаете ли вы, как здороваются капитаны? Сейчас я вам покажу! (Вызывается один доброволец, который помогает показывать). Капитаны здороваются так (пожали друг другу правые руки), так (пожали друг другу левые руки), так (хлопнули своими ладонями по ладоням партнера) и так (повернулись спинами друг к другу и стукнулись попами). Запомнили? Давайте повторим! Сейчас у нас есть 1 минута, чтобы поздороваться со всеми так, как здороваются капитаны.

Комментарии: На время проведения включается быстрая музыка. Заканчивать задание стоит не по времени, а тогда, когда динамика упражнения снижается (большинство уже выполнило задание, появились стоящие в стороне участники).

Упражнение «Глубинное течение».

Цель: тренировка произвольного внимания, работа с блоком тонуса (по А.Р. Лурии).

Инструкция: Ребята, наши корабли подхватило мощное течение! Чтобы с ним справиться, надо уметь хорошо нырять. Сейчас мы разобьемся на пары, и каждый из вас сможет проверить, на какую глубину он сможет нырнуть. Для этого сделайте глубокий вдох и на выдохе начните считать: «Один метр, два метра, три метра…» и т.д., насколько хватит дыхания. Дополнительные вдохи делать во время счета нельзя. Когда один ныряет, второй проверяет его и запоминает результат.

Комментарии: После выполнения задания можно попросить всех участников записать полученный результат на клейком стикере и приклеить его на доску. Сумма метров, полученная в итоге – глубина, на которую «нырнула» группа. Можно сказать ребятам, что с такой глубиной ныряния они точно смогут преодолеть все глубинные течения.

Упражнение «Море внимательных».

Цель: тренировка акустического внимания.

Инструкция: Мы с вами приплыли в море внимательных, и оно нам приготовило задание. Я сейчас буду называть вам слово и цифру, а вам нужно будет записать букву, которая стоит по счету на том месте, какую цифру я назвала. Например, часы 1 – Ч, краб 3 – А, и т.д. Посмотрим, какое слово в итоге у вас получится. Слова для диктовки: осока – 2, компас – 4, кавалер – 6, пакет – 3, тина – 1, корм – 3 (ответ: спектр ).

Комментарии: Можно использовать несколько наборов слов подряд. На первых этапах стоит брать слова, в которых искомые гласные стоят в ударной позиции, согласные – в начале слога.

Упражнение «Бухта запоминания».

Цель: тренировка слуховой памяти, знакомство с новым методом заучивания стихотворений.

Инструкция: Мы с вами в бухте запоминания, и для того, чтобы плыть дальше, нам надо выучить стихотворение. Но учить мы его будем необычным образом – мы его зашифруем. Для этого мы каждую строчку сопроводим движением, обозначающим эту строчку. А после того, как мы хорошо запомним все движения, попробуем рассказать стихотворение без слов, одними движениями.

Комментарии: Для этой игры мы использовали стихотворение Галины Дядиной «Елка». Текст стихотворения с описанием движений приведены в Приложении 1. Можно использовать любое другое стихотворение, в том числе из школьной программы.

Упражнение «Океан слов».

Цель: развитие акустического внимания, способностей к анализу.

Инструкция: Теперь мы с вами очутились в океане. Но в необычном – в океане слов. И он нам подготовил такое задание. Я буду читать вам стихи, а вы будете считать, сколько раз я скажу что-то, чего не существует на самом деле. Например, я скажу: кошка залаяла. Так бывает? Если нет, то вы это предложение считаете. Важно посчитать все нелепицы, ничего не упустить.

Комментарии: Тексты стихотворений для анализа приведены в Приложении 2. Чтобы детям было легче считать, можно предложить им по ходу чтения ставить черточку, когда они слышат нелепицу.

Упражнение «Туман забвения».

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Ребята, мы попали с вами в страшный туман! Это – туман забвения! И чтобы выбраться из него, нам надо справиться с его заданием. Туман подготовил нам 10 слов, которые нужно запомнить. Я медленно прочитаю вам слова один раз, а вы запишете в столбик те, что запомнили. Потом мы проверим, как у вас получилось. Всего у вас будет три попытки. Слова каждый раз будут одни и те же. Записывать вы их можете в любом порядке.

Комментарии: После первого прочтения нужно дать детям время для того, чтобы записать все, что они запомнили. Затем необходимо прочитать все слова еще раз и предложить детям взять ручку другого цвета и поставить плюсы рядом с теми словами, которые они запомнили и записали верно. Пример серии слов для запоминания: слон, мир, булка, снег, дом, кошка, осень, счастье, окно, столб.

Упражнение «Бухта мудрых решений».

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Инструкция: Мы уже почти у цели нашего путешествия, и совсем скоро мы попадем в Страну Апельсинию. Последняя остановка перед ней – в бухте мудрых решений. И чтобы нам тут не скучать, мы выполним задание этой бухты. Сейчас вы по очереди будете выходить ко мне и вытаскивать карточку с изображением какого-либо предмета. Вам нужно будет описать этот предмет, не называя его. А остальные ребята будут угадывать. После одного предложения-описания у ребят будет одна версия-попытка. Ваша задача – описывать предмет так, чтобы ребята как можно дольше не догадались, что это. При этом говорить нужно только правду, обманывать нельзя.

Андриановская Людмила Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская СОШ»

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Умка», 1 класс.

Тема: « Развитие логического мышления, внимания, памяти».

Цель – развитие логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся.

Формируемые УУД:

Личностные - ценить и принимать базовые ценности: «добро», формировать интерес (мотивации) к учению, обосновывать свою позицию;

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий под руководством учителя.

4. Оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге на занятие.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Уметь слушать, слышать и понимать речь партнеров.

4. Участвовать в работе группы, уважать в сотрудничестве партнёра и самого себя

5. Уметь излагать своё мнение.

Познавательные :

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, строить аналогии, составлять рассказ по картинке, решать логические задачи.

Оборудование:

презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал, завуалированные рисунки, картинки «Белочка», «Лисичка», флажки трёх видов.

Ход занятия.

    Приветствие.

Доброе утро!

Я желаю вам утра ясного,
Утра доброго, солнца тепла,
Ожидания ненапрасного,
Море радости, море добра.

Я желаю вам утра светлого,
Утра мирного, неба лазурь,
Чувства чистого и ответного,
И волшебного счастья слезу.

Подарите свои улыбки гостям, друг другу, и мне!

    «Мозговая гимнастика» : качание головой, «ленивые восьмёрки» (рисуем в воздухе восьмёрки, одной рукой, затем двумя три раза), «Шапка для размышления», «Строим глазки» (моргание глазами).

    Ребята я сегодня услышала разговор Умки с мамой. (Слайд 2) Умка говорил, что он хочет быть умным, как ребята 1 класса. Что же нужно для этого делать, спросил он?

Как вы думаете, что вы ему ответите?

Мама ему тоже посоветовала, что нужно учиться тренировать своё внимание, память, учиться правильно рассуждать, логически мыслить. А давайте поучим Умку, ведь мы сегодня на занятие как раз будем тренировать свою память, внимание, мышление. А в благодарность за помощь он обещал вам подарить свой портретик на память.

Итак, начнем с разминки. Разминка «А что это у человека?»

У птицы крыло, а у человека- ..(рука)

У зверя лапа, а у человека - ..(нога)

У конфеты фантик, а у человека – (кожа, одежда)

У льва пасть – а у человека - .. (рот)

У машины мотор, а у человека- .. (сердце)

Мама Умке приготовила 1 задание:

«Найди недостающий флажок!» (Р/Т задание 3. Раздаточный материал- флажки)

2 задание – «Логические задачи» (слайд -3)

Чтоб решить эти задачи, нужно подумать и слушать очень внимательно! Если правильно их выполните, узнаете, как играет музыкальный инструмент.

«Никита, Максим и Василий играют на музыкальных инструментах. Никита играет не на струнном инструменте, максим не на скрипке. На чем играет Василий?»

Чтоб проверить, правильно ли вы ответили, необходимо выйти к доске и показать, кто, на чём играет. Итак, Никита, Максим и Василий выходите к доске, покажите свои таланты, на чём вы играете.

(Никита – на барабане, Максим - на гитаре, Вася - на скрипке.)

Нажмите на значок рядом с инструментом, он зазвучит.

А теперь давайте изобразим музыкантов, первая группа встанет и покажет, как ребята играют на гитаре. (Нажимаю на значок рядом с инструментом, звучит гитара).

Вторая группа играет на скрипке. Показать при помощи жестов. (Нажимаю на значок рядом с инструментом, звучит скрипка).

А теперь, все вместе играем на барабанах. (Звук барабана)

«Настя, Ира, Ксеня рисовали животных. Настя нарисовала не обезьяну. Ира – животное нарисовала на ветке. Кого нарисовала Ксеня?»

Девочки выходите к доске, Настя покажи, кого ты нарисовала? А Ира кого нарисовала? Ксеня?

Настя нарисовала верблюда, Ира – шимпанзе, Ксеня- гориллу. Послушайте, как кричат они в лесу.

3 задание – «Найди отличие».

Умка благодарен вам ребята за помощь. Он радостный отправился на прогулку. По дороге ему встретились лесные жители. Посмотрите, кто это? (Белка и Лисичка)

Смотрит он на них и удивляется, вроде такие разные звери, а всё равно похожи. Давайте подскажем Умке, чем они отличаются?

А чем похожи, Белка и Лисичка?

Перед ним лежат морской окунь, камбала и золотая рыбка.

Как вы думаете, кого съест морж? Давайте проверим, нажмите курсором на картинку окуня. Что произошло? Окунь исчез. Значит, правильно морж его съел. А теперь посмотрите, что произойдёт с камбалой. А проверьте, съест ли морж золотую рыбку! А как вы думаете, почему, морж не съел золотую рыбку?

Да, морж решил, что золотая рыбка может исполнить желание. А знаете, о чём мечтает морж? Оказывается, он хочет посмотреть танец «Про доброту» . Вы же добрые ребята, во всём помогаете Умке, может, и золотой рыбке поможете исполнить желание моржа. Давайте отдохнём и станцуем этот танец для него.

Умке и моржу очень понравился ваш танец. Они его тоже будут танцевать и научат своих друзей.

Мальчик говорит: «Умка, я слышал, ты хочешь всему научиться. Посмотри, какое задание мне дали выполнить в школе. Может, ты мне поможешь?»

Умка был добрый медвежонок, поэтому он с радостью согласился ему помочь. А вы ребята хотите помочь мальчику?

Перед вами на столах картинки, на которых спрятаны разные предметы. Такие картинки называются завуалированными . Нужно найти на них первой группе – неживые предметы, раскрасить разными цветами, чтоб было легче их увидеть. Второй группе – игрушки. А нашим гостям – животных. Затем составить про них рассказ или сказку. В группе работайте дружно, можно раскрашивать сразу несколько предметов с разных сторон.

Кто расскажет, какие предметы вы нашли? Покажите друг другу свои работы. Что же можно про них рассказать.

А ещё мальчику дали задание – «Найти лишнее» (слайд 7)

Заяц, лось, сом , белка.

Пчела, стрекоза, бабочка, птичка.

«Аналогии» (слайд 8)

Коза любит капусту, а кто любит морковь? (заяц)

Обезьяна любит бананы также, как белка - ? (орехи)

Для глаз нужны очки, а для рук - ? (перчатки)

Зубная паста и щетка для зубов, а лампочка – для чего? (светильника)

Ф/м (слайд -9)

Хлопните в ладоши столько раз, сколько точек у нас.

Топните ногами столько раз, сколько кубиков у нас.

Итог занятия:

Вечером мама спросила Умку, чем он занимался. Но он забыл, помнит только, как ему было весело танцевать.

Помогите Умке вспомнить, чем мы занимались на занятии?

Что было легко и интересно выполнять, а где может, вы испытывали затруднения?

Покажите, какое у вас настроение после занятия.

Мама предложила Умке потренировать свою память , раз он так быстро всё забывает. Давайте и мы с вами потренируемся. Посмотрите на картинку и постарайтесь, запомнить все предметы. (10 сек) (слайд -10)

Назовите, какие предметы вы видели на картинке. (Дерево, кувшин, грибы- поганки, зонт, морковь, очки.)

Составьте рассказ с этими словами. (Дополнительное задание)

За хорошую помощь Умка дарит вам на память свой портрет и раскраски, которые вы можете на перемене раскрасить. И говорит вам «До новых встреч, ребята!»

Занятие окончено.