В вокале принято . А нужно ли вообще это разделение? И если нужно, то зачем?
Определение типа голоса важно в педагогической работе для правильного воспитания голоса, для исполнительской практики, а также для композиторов при написании вокальных произведений.

Принято следующее разделение голосов:

Кроме существующих видов есть также промежуточные голоса (лирико-драматический тенор, лирико-колоратурное сопрано, лирико-драматическое сопрано).

Определение типа голоса

.

Тембр – окраска голоса. По тембру мы можем разделить голоса на мягкие, резкие, блеклые, насыщенные, густые, яркие.
Определение только по тембру – не достаточный метод, так как понятие вокальный голос включает в себя и понятие диапазон.

Диапазон – это объем голоса от самых низких до самых высоких звуков, исполняемых вокалистом. Типы голосов имеют условный диапазон (ссылка на статью). Есть понятие «рабочий диапазон» – диапазон без участия крайних высоких и крайних низких звуков, то есть участок, звуки которого удобно петь.

Примарный тон – это один или несколько звуков, которые лучше всего звучат у исполнителя. Эти звуки находятся в средней части диапазона, они насыщеннее и богаче по звучанию, чем другие звуки. Но у высоких сопрано часто яркие – примарные звуки – не средние, а верхние звуки, и именно эти звуки – самые лучшие по звучанию.

Один из приемов при определении голоса – выявить, в какой тесситуре (отрезок диапазона) — высокой или низкой – обычно поет исполнитель более свободно, легко, без напряжения. Есть понятие удобной или не удобной тесситуры для голоса. Понятно, что удобная тесситура – это звуки рабочего диапазона. И если такие звуки составляют исполняемое произведение – то произведение написано в удобной тесситуре.

Голос на всем диапазоне должен звучать одинаково ярко и полнозвучно. Если же крайние — высокие или низкие звуки – напряженные и тусклые, то эти звуки не типичны для данного голоса. У меццо-сопрано, например, более яркие звуки в средней и низкой части диапазона.

Есть понятие «переходные звуки» . Они отличаются по тембру от звучания голоса в целом, особенно это характерно для голосов начинающих певцов. Для исполнителя важно, как говорят, сгладить, уравнять по качеству звучания переходные звуки с остальными звуками диапазона, чтобы они не выделялись из единого музыкального полотна.

Есть мнение, что на тип голоса оказывает влияние анатомия строения гортани и резонаторных полостей – форма твердого нёба, длина и толщина связок. Исследования певцов показали, что рост теноров в среднем – 170 см, объем грудной клетки – 98 см, а басы отличаются более высоким ростом – 180 см и большим объемом груди.

Обладатели высокого голоса дисканта отличаются очень звонкими высокими голосами. Низкие голоса – альты — отличаются мягкостью, грудным тембром, насыщенностью. У сопрано лучше звучат высокие звуки, для голоса характерны полетность и легкость.

Инструкция

Вам понадобится:

1. помещение, где вам никто не будет мешать;
2. диск с караоке и музыкальный проигрыватель;
3. тридцать минут в день в течение нескольких недель, которые вы будете посвящать тренировкам.

Для начала расслабьтесь. Для этого выполните следующее упражнение: ложитесь свободно на кровать, диван или на пол. Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на берегу моря, под вами теплый песок, вы слышите шум прибоя и ветерок нежно ласкает ваши волосы. Фантазируйте, что вокруг вас происходит, - может быть, летают чайки, или морские волны легко прикасаются к вашим ступням, смывая с вас все обиды, всю злобу, все нехорошее, пережитое за день. Полежите так минут десять, затем легко встаньте и улыбнитесь.

Окиньте мысленным взором все ваше тело. Физически вы ощутите, что некоторые мышцы напряжены. Расслабьте их усилием воли.

Сделайте дыхательную гимнастику. Если владеете техниками дыхания Стрельниковой или Фролова, то это здорово. Если нет, то просто вдохните и выдохните несколько раз. Это должен быть глубокий вдох, при котором легко и свободно наполняется все пространство вашей грудной клетки. Например, представьте, что вы вдыхаете аромат розы.

Выполните упражнение, которое позволит вам научиться отстраняться от всего происходящего вокруг вас. Упражнение называется "публичное одиночество", придумал его великий режиссер Константин Станиславский. Итак, начертите мысленно круг, в который попадаете вы и некоторые предметы вашего окружения. Существуйте только в рамках этого круга, не обращая внимания на то, что находится за его пределами. Учтите, что чем уже круг, тем теснее вам в нем, а чем шире, чем легче отвлечься на постороннее. Чертите такой круг вокруг себя каждый раз, когда вам неуютно, вы чего-то стесняетесь. Вам сразу же станет легче, вы переключитесь на свои внутренние переживания.

Включите диск с караоке и начните петь. Думайте о том, что вы поете. Если песня о любви, то вспомните, как вы впервые влюбились, как провожали свою любимую из школы, как караулили ее у подъезда. Это к примеру, у каждого свои воспоминания. Когда ваши мысли заняты переживанием того, о чем вы поете, у вас не остается времени смущаться. Вы поете свободно и раскрепощенно.

Обратите внимание:

Если вам не удается расслабиться, или ваши мысли заняты какими-то посторонними важными делами - отложите занятие за другое время.

Полезные советы:

В этом деле главное - регулярность. Если выполнять упражнения каждый день в течение некоторого промежутка времени, то скоро вы и не вспомните о своих зажимах или страхах. Вы возьмете в руки микрофон и запоете легко и непринужденно.

Научившись петь самостоятельно, вряд ли вы станете оперным певцом. Но спеть любимую песню красиво и трогательно вполне по силам каждому. Говорят, что открывая свой голос, человек открывает в душе что-то новое и интересное. Дерзайте, все в ваших руках.

Инструкция

Вам понадобится:

Если вы владеете каким-либо музыкальным инструментом:
1. музыкальный инструмент, которым вы владеете (фортепиано, гитара и прочее);
2. ноты песни, которую вы будете петь.
Если не владеете музыкальным инструментом, тогда:
1. музыкальный проигрыватель;
2. диктофон;
3. музыкальный носитель с понравившейся песней;
4. слова песни, которую вы будете петь.

Выберите песню, на которой вы будете учиться петь. Для начала подойдет русская народная песня - протяжная, лиричная, с широкой кантиленой. Песня должна вам нравиться.

Разучите выбранную песню. Если вы владеете музыкальным инструментом, то найдите ноты и выучите песню по ним. Если не владеете - придется учить с голоса. Включите диск, найдите где-нибудь слова и подпевайте. Затем выключите музыку и пропойте без нее. Запишите себя на диктофон и сравните с записью. Получилось похоже - хорошо. Не получилось - продолжайте тренироваться.

Научитесь правильному певческому дыханию. Сильный, красивый, гибкий голос происходит от правильного вдоха. Представьте себе, что вы нюхаете цветок. Вдох получится глубоким, но не грубым, и наполнит воздухом все пространство грудной клетки. Потренируйтесь правильно дышать сначала без пения. Затем спойте вашу песню, применяя глубокий певческий вдох.

Поработайте над дикцией. Вспомните известные вам скороговорки. Произнесите их сначала медленно, затем быстрее, постепенно наращивая темп. Прочитайте текст вашей песни с выражением, четко проговаривая каждый согласный звук.

Подумайте, о чем ваша песня. Попытайтесь представить, какие чувства испытывает герой песни, когда он произносит ту или иную фразу, в каких обстоятесльствах он находится, кто он, как он выглядит, кому все это поет. Представьте себя героем этой песни. Чтобы песня прозвучала хорошо и понравилась слушателю, вы должны спеть ее от первого лица и вложить в нее свои собственные переживания.

Обратите внимание:

Полезные советы:

Есть верный способ понять, что вы научились петь. От пения вы не должны испытывать никаких неудобств - будь то неудобства в горле или недовольство звучанием собственного голоса. Если вы получаете удовольствие от пения, то вы на верном пути.

Красивое пение всегда восхищало людей, которые не обладают с детства вокальными данными, однако каждый может научиться петь, более того, каждый человек может выбрать стиль, в котором он хочет обучаться вокалу. Например, эффектно и ярко на любом концерте смотрится джазовый вокал – он отличается от академического и эстрадного вокала некоторыми чертами Если вы решили научиться петь джаз, вам стоит узнать, в чем его особенности.

Инструкция

Уделяйте время прослушиванию общепризнанной джазовой классики, известной за рубежом, и вслушивайтесь в манеру исполнения джазовых вокалистов. Вы заметите, что джазовое пение, в отличие от простого эстрадного вокала, требует от вокалиста сильного голоса и широкого рабочего диапазона, а также отличного слуха, чувства ритма и умения импровизировать. Кроме того, в джазе встречаются оригинальные приемы звукоизвлечения, которых не найти в других стилях, и их тоже стоит освоить.

Каждый человек от природы обладает большим потенциалом, и поэтому, даже если собственный голос кажется вам слабым, вы можете увеличить его силу и развить его с помощью специальных упражнений и правильной дыхательной постановки. Уделите достаточно внимания правильной постановке дыхания – она очень важна, если вы действительно хотите научиться пению. Правильная дыхательная постановка, умение использовать ресурсы своих легких – все это придаст вашему голосу силу и объем.

Научитесь дышать по отдельности животом, грудью и диафрагмой. Во время пения и выполнения упражнений старайтесь дышать, давая нагрузку на мышцы диафрагмы и пресса, чтобы снять напряжение с голосовых связок и освободить голос.

Помимо умения дышать, джазовый вокалист должен уметь импровизировать. Это умение неотделимо от знания музыкальной грамоты и наличия мелодического слуха. Научиться импровизировать непросто – для этого вы должны тренировать свой музыкальный слух, а также постоянно упражняться, улучшая чувство ритма, чтобы чувствовать ритмические и гармонические нюансы музыки, включаясь в них своим пением.

Стремитесь к тому, чтобы ваш голос был максимально свободен и подвижен, пробуйте имитировать звучание разных инструментов, интонировать музыкальным партиям, быстро включаться в изменения музыки. Обучиться такой импровизации с нуля почти невозможно, если вы занимаетесь дома, поэтому постарайтесь найти хорошего преподавателя по джазовому вокалу – под грамотным руководством педагога вы не только научитесь технике импровизации и улучшите свои голосовые данные, но и научитесь правильно петь. На основе знаний, полученных от преподавателя, вы в дальнейшем сможете заниматься самостоятельно, но при этом вы уже будете знать, как правильно дышать, и ваш голос будет поставлен профессионалом.

Не забывайте в процессе обучения регулярно распеваться – распевки, в которых вы должны попадать в ноты проигрываемой на фортепиано мелодии, наилучшим образом улучшают слух и способствуют правильной постановке голоса. Отличие от обычных распевок здесь заключается только в том, что вы повторяете не мажорный и минорный звукоряд, а блюзовую гамму.

Вам нужно научиться чувствовать эту гамму параллельно с привычными гаммами, которые используются обычными вокалистами. Начинайте петь джаз с простых композиций, не требующих высокого уровня мастерства и широкого голосового диапазона. В ходе обучения постепенно увеличивайте сложность исполняемых композиций.

Умение некоторых людей красиво петь и воспроизводить голосом необычные мелодии восхищает и удивляет, и при этом мало кто догадывается о том, что развить в себе песенный талант может каждый человек при должном старании и упорстве. Научиться петь может каждый человек, и в данном случае вам недостаточно просто любить музыку – вам необходимо следовать ряду правил, чтобы поставить голос и улучшить свои вокальные способности.

Инструкция

Для работы с голосом в первую очередь важно развить слух – именно благодаря хорошему слуху певец поет красиво, попадая в нужные ноты. Музыкальный слух развивается, он не всегда является врожденным, и вы можете развить его регулярными тренировками. Самой простой тренировкой является исполнение звуков в унисон с нотами фортепиано или гитары.

Начинайте с простых упражнений – старайтесь в точности повторить звук той или иной ноты, издаваемой клавишами фортепиано. Затем увеличивайте количество нот, постепенно расширяя диапазон и усложняя свою задачу. Переходите к более сложным упражнениям после того, как вы освоите простые – когда вы начнете хорошо попадать в одинарные ноты, переходите на пропевание двух или трех нот подряд.

Не старайтесь взять слишком высокую или низкую ноту – старайтесь работать в среднем диапазоне. Работайте с высокими и низкими нотами уже тогда, когда вы разработаете слух на несложных упражнениях и научитесь определять на слух звуки, а также повторять их, соблюдая тональность.

Наработав технику, начинайте петь хором с любимыми исполнителями, голос которых подходит вам по тональности и диапазону. Старайтесь подражать вокалисту и повторять голосом его вокальную партию. Подпевайте, включив песню, текст которой вы знаете или выучили специально.

Для тренировки вокальных способностей рекомендуется регулярно записывать свой голос, чтобы слушать свой вокал со стороны. Это поможет вам адекватно воспринять то, как вы поете, и отследить со стороны какие-либо вокальные ошибки. Записывайте свое пение на микрофон, а затем прослушивайте его по несколько раз – следите за недочетами, старайтесь исправлять их.

Разработайте правильную артикуляцию и правильное дыхание – от дыхания во многом зависит то, насколько правильно и красиво вы поете. Дышать во время пения необходимо диафрагмой и нижней частью ребер. Старайтесь избавиться от поверхностного дыхания и делайте выдох как можно более плавным. Вдыхайте энергично через нос, а выдыхайте медленно, чтобы вам хватило воздуха на пение какой-либо фразы. Выбирайте удачные паузы между словами, чтобы снова набрать воздуха для пения.

Для тренировки артикуляционных способностей читайте вслух больше скороговорок – они развивают дикцию. Старайтесь произносить все слова четко, не глотая звуки и окончания слов. Не обязательно произносить скороговорки быстро – важнее произносить их четко, так как именно четкость важна для исполнения различных песен.

Голос – самый древний музыкальный инструмент, которым овладел человек. С его тембром сравнивают голоса других инструментов, он исполняет главные партии вокальных произведений под сопровождение ансамблей и одиночных инструментов. Вокалист – лицо коллектива, от его таланта зависит успех всех музыкантов. Залог правильного, красивого пения – хорошо поставленное дыхание.

Инструкция

Встаньте прямо, расправьте плечи. Проверьте, чтобы они находились на одной высоте, правое не выше и не ниже левого. Грудь расправьте, живот и ягодицы приберите. Стойте на обеих ногах, равномерно распределив свой вес. При всей этой подготовке вы не должны испытывать напряжения в мышцах, скованности или дискомфорта. Просто стойте прямо.

Сделайте короткий резкий вдох одновременно ртом и носом. Для этого изобразите на лице сильное удивление, изумление. Вдох должен быть бесшумным. Это тот самый вдох, который вы делаете перед микрофоном: никто не должен услышать «шмыганья», истерических вскриков или других лишних призвуков при атаке – начале звучания.

Затаите дыхание, считая до четырех. Затем медленно выдохните, сложив губы в трубочку или издавая шипящий звук: «с» или «ш».

Повторите упражнение несколько раз. Переходите к распеванию. Откройте рот широко, но не слишком, примерно до уровня гласной «о». На удобной для вас ноте (на границе нижнего и среднего участков диапазона) пропевайте гласные: «а-э-и-о-у», по одной гласной на каждую четверть. Мышцы лица при пении должны быть расслаблены, губы не шевелятся. Гласная формируется в глубине ротовой полости – зевом и языком. При этом голос приобретает характерную полноту звука, гласные становятся не очень отчетливыми, зато приобретают благородную округлость. Пойте упражнение по полутонам в среднем участке диапазона, затем спускайтесь вниз до исходной ноты. Темп упражнения умеренный.

Пойте звук «р» по нотам мажорной гаммы от примы до квинты и обратно. Начните самой низкой нотой диапазона, дойдите до самой верхней и обратно. Темп упражнения быстрый. Следите за точностью интонации и звонкостью согласной.

Переходите к песням, перенося ощущения из попевок в репертуар. Гласные должны быть такими же округлыми, согласные – такими же звонкими, дыхание – таким же активным и бесшумным, а тело – таким же расслабленным.

Существует три вида горлового пения: низкое, высокое и среднее. Многие считают высокое самым красивым из трех вариантов, поскольку звучит оно, будто прекрасная флейта на берегу ручья. Чтобы научиться горловому пению, необходимо практиковать специальные упражнения.

Инструкция

Начните с обучения низкому горловому пению. Для этого выполняйте такие действия, как будто хотите откашляться. Новичку лучше «кашлять» по 2-3 раза в день, чтобы излишне не напрягать связки, впоследствии продолжительность можно увеличить. Поначалу вы можете чувствовать напряжение в глотке, вам может казаться, будто в горле першит. Примерно через месяц таких занятий начнут у вас начнут ощущаться горловые мышцы, позволяющие издавать низкие звуки.

Примитесь за упражнение «Трактор», когда нужно пытаться произносить это слово самым низким голосом, на который вы только способны.

Слушайте исполнение горлового пения различными певцами или музыку, которую играют на национальных инструментах, к примеру, тувинцы или алтайцы. Это поможет вам оказаться на нужной волне, что ускорит процесс овладения навыком горлового пения.

Чтобы научиться среднему пению, просто пойте или кричите, укрепляя горловые мышцы. Таким способом исполняется большинство песен, которые мы ежедневно слышим по радио или телевизору. При помощи средних мышц мы воспроизводим обычную речь.

После того, как вы освоите низкое и среднее горловое пение, переходите к самому сложному из всех - высокому. Ваши голосовые связки, натренированные двумя первыми видами пения, смогут натягиваться так, чтобы выдавать звуки высокого.

Слушая певцов-тувинцев или алтайцев, пытайтесь повторять подобные звуки, интуитивно напрягая и расслабляя мышцы горла.

Сожмите мышцы горла таким образом, как будто хотите выдохнуть воздух через маленький просвет, это создаст высокочастотные колебания. После многих тренировок у вас должен получиться звук, напоминающий свист.

Попробуйте пропевать комбинации «эль» и «йю» для того, чтобы запомнить положение языка, необходимое для высокого горлового пения. Впоследствии вы сможете исполнять его, не вспоминая комбинации. Колебания, создаваемые данными звуками, помогут прочистить пазухи, проводящие настоящий высокий звук. Каждому человеку на это требуется разное время, но в среднем, результат появляется после двух месяцев регулярных тренировок.

Многие из нас хотели бы научиться хорошо петь. Безусловно, для осуществления этого желания очень рекомендуется иметь хорошего преподавателя. Если он у вас есть, тогда, при должном усердии, вы сумеете реализовать свой потенциал. Но, увы, далеко не у всех есть возможность заниматься с преподавателем вокала. Самостоятельные домашние занятие не гарантируют успеха, но если уж у вас другого выбора нет, тогда вам не лишним будет понимать основные идеи вокальной техники.

Инструкция

Самое первое, о чём всегда должен помнить любой, кто хочет научиться вокалу – это правильное дыхание. В обыденной жизни, например, при разговоре, большинство людей слабо задействуют нижние части лёгких. Вокалистом такой способ дыхания не подходит. Чтобы понять, как дышать при пении, проследите за своим дыханием в момент засыпания или пробуждения. Как правило, во сне человек начинает дышать более глубоко, задействуя большую поверхность легких. Вы можете заметить, что в это время вы дышите как бы животом: он приподнимается на вдохе и опускается на выдохе. Используйте при пении этот же способ! Попробуйте вдыхать животом, словно надуваете его при вдохе. Таким образом, мышцы вашей диафрагмы освободят место для более полного раскрытия легких. При этом следите, чтобы ваши плечи непроизвольно не поднимались. Дышать при пении нужно так и только так.

Другой важный момент для обучающихся вокалу – использование резонанса. Резонанс – это эффект увеличения амплитуды колебаний (в данном случае акустических) в резонаторах на определенных частотах. Резонировать звуковая волна в человеческом теле может на любом участке своего пути, разница лишь в интенсивности ее резонанса и резонансной частоте. Основными резонаторами вокалиста являются грудной и головной. Грудь резонирует на более низких частотах, голова – на высоких. Для того чтобы задействовать эти резонансные полости, необходимо опустить гортань и поднять верхнее нёбо.

Проще всего понять, что такое опускание гортани, можно, проследив за тем, как она ведет себя при зевке. Сымитируйте процесс зевания (скорее всего, это заставит вас зевнуть на самом деле). Сконцентрируйте внимание на движении гортани. Примерно так она должна располагаться при пении. Но не переусердствуйте, гортань не должна опускаться слишком низко.

Ощущения, возникающие при поднятии верхнего нёба, сопоставимы с тем, будто вы широко открываете рот, но не снаружи, а внутри.

Для получения хорошего звука вам необходимо поэкспериментировать с положением нёба и гортани, чтобы получить хороший резонанс во всём своём голосовом диапазоне. Когда вы будете петь высокие, они в той или иной степени будут резонировать в голове, а вот грудной резонанс существенно ослабится. Старайтесь не допускать этого. Опускайте гортань, чтобы усилить грудной резонанс. Аналогичный эффект происходит на низких нотах, но здесь, наоборот, ослабевает головной резонанс.

Некоторые вокалисты решают задачу распределение резонанса, просто представляя, что звук идет сильнее в голову или в грудь. Не всем это удаётся, особенно на начальных этапах, но попробовать стоит.

Не забывайте об артикуляции. Не открывайте широко рот, работайте над дикцией, произносите все звуки разборчиво и четко, но не допускайте при этом, чтобы разные гласные при пении имели различную тембральную окраску.

Куприн в «Поединке» писал: «Все люди обладают музыкальным слухом, но у миллионов он, как у рыбы трески или как у штабс-капитана Васильченки, а один из этого миллиона - Бетховен».

Инструкция

Однако классик русской литературы забыл уточнить, что отец и дед великого композитора были певчими в придворной капелле, и целью жизни поставили себе воспитать второго Моцарта, который также происходил из семьи музыкантов. В такой среде оба композитора едва ли могли вырасти без музыкального слуха.

Большинство специалистов сходятся на том, что развить слух можно и даже нужно, поскольку это помогает не только для пения или исполнения музыки на различных инструментах, но и благотворно влияет на психологическое состояние человека, а также на его умственные способности. Занятия музыкой помогают достичь гармонии человека с окружающим миром.

Существует несколько способов развить слух.

1. Прежде всего, можно записаться на уроки музыки или нанять частного преподавателя. Одним из наиболее важных занятий является сольфеджио (т.е. пение по нотам). В ходе занятий сольфеджио человек изучают ноты, а также овладевает навыком узнавать, какие ноты проигрываются в произведении, и учиться правильно их интонировать. Не стоит путать пение по нотам с пением, поскольку последнее требует также умения правильно ставить диафрагму, правильно подавать звук, артикулировать и т.д.

2. В дополнение к занятиям сольфеджио нужно слушать классическую и академическую музыку, а также народную музыку и музыкальные стили, для которых характерен сложный ритмический рисунок, например, джаз, блюз и т.д. Если эти стили не являются «любимыми», то для начала можно музыку ставить в качестве фона, например, на работе. Постепенно, однако, следует вслушиваться в произведение, следить за развитием музыкальной темы.

3. Следующий этап – когда то или иное произведение запомнится, нужно попытаться его «проигрывать» в уме. Вначале будут звучать лишь отдельные обрывки, однако, надо стремиться к тому, чтобы воссоздавать в голове целую композицию. Также на этом этапе можно ставить две разных композиции одновременно, вслушиваясь в одну из них.

4. Очень полезно следующее упражнение: во время прослушивания музыкального произведения нужно угадать, какой инструмент играет. Начать можно с трио или квартетов, постепенно переходя к прослушиванию записей симфонического оркестра. Так же можно угадывать, каким голосом поет оперный артист (бас, тенор и т.д.), какие голоса из хора задействованы (первые, вторые и т.д.)

5. Эффективным также будет прослушивание запомнившихся произведений в исполнении разных музыкантов или певцов. В этом плане особенно ценными будут оригиналы, которые исполняют произведение в другом темпе, нежели это принято. Также можно пытаться пропеть по нотам то или иное произведение. Однако следует помнить, что музыку гармонии пропеть фактически невозможно.

Обрести умение использовать возможности своих голосовых связок на полную мощь нелегко. Для этого необходимо приложить немало усилий. Но результат будет очень ощутимым: после упорных тренировок можно научиться красиво говорить и даже петь.

Вам понадобится

Мятный чай;
-вода;
-острая пища;
-мед;
-лимонный сок.

Инструкция

Первое, что необходимо сделать для тренировки голосовых связок, это научиться дышать правильно. Постарайтесь постоянно заставлять себя дышать с помощью диафрагмы. Отныне вы вообще не имеете права вдыхать и выдыхать неглубоко и часто. Ведь именно правильное, глубокое дыхание позволит со временем научиться легко выговаривать длинные фразы. Существуют специальные упражнения, выполняя которые регулярно, можно значительно повысить потенциал голосовых связок.

Старайтесь при любых условиях бережно относиться к собственному голосу. Ни в коем случае не давайте голосовым связкам слишком сильную нагрузку. Во время пения не выводите мелодию на грани собственных возможностей, не рычите, не визжите. Ведь нагружая горло сверх меры, можно очень легко сорвать голос. Перед тем, как начать петь или произносить речь, обязательно проведите небольшую разминку. Она позволит подготовиться к напряжению.

Связки уберечь во время нагрузки и разработать в процессе тренировок поможет своеобразный массаж. Нажмите на гортань большим пальцем. Нажатие не должно быть слишком сильным. При массировании горла в процессе пения на связки приходится значительно меньшая нагрузка. Такой массаж можно делать и после слишком длительных ораторских выступлений.

Подготовить связки к напряжению поможет обычный мятный чай. Приготовьте его и выпейте теплым. Также можете попробовать съесть острый продукт – такая пища помогает расслабить связки. А вот любые молочные продукты употреблять перед предстоящей нагрузкой категорически не рекомендуется. Также желательно пить побольше воды: в стакан теплой воды добавьте немного меда и несколько капель лимонного сока.

В процессе разработки связок не ешьте шоколад, не употребляйте алкоголь и кофе. Разумеется, от курения также следует отказаться раз и навсегда.

Диапазон (от греч. dia pason - через все [струны]), в музыке - звуковой объем певческого голоса, инструмента, звукоряда мелодии и т.п., который определяется интервалом между их нижним и верхним звуками. Оперные певцы способны взять ноты двух октав, исполнителям камерной музыки достаточно 1,5 октавы.

Вам понадобится

Любой музыкальный инструмент

Инструкция

В первую очередь, если вы решили научиться петь, для определения диапазона можно и нужно обратиться к любому учителю музыки. С помощью музыкального инструмента (чаще всего фортепиано) педагог выявит самую нижнюю и верхнюю ноту, которую вы сможете воспроизвести. Важно не только «дотягивать» до той или иной ноты, но и уметь ее пропеть.

Самостоятельно диапазон голоса определяется так же, как и с преподавателем. Возьмите любой музыкальный инструмент и, нажимая на клавиши или ударяя по струнам, попробуйте напеть звуки, начиная с нижних и постепенно продвигаясь вверх. Будьте осторожны – пение должно даваться легко, без натяжки, иначе можно сорвать голос.

Примечательно, что во время обычной речи человек пользуется лишь десятой частью своего голосового диапазона. Обычный человек, исполняя песни, чувствует себя свободно лишь в пределах одного регистра. Но при правильном обучении и тренировке, диапазон может быть значительно расширен. Как правило, расширение происходит в результате повышения верхней границы диапазона.

Правильное определение голосового диапазона поможет верно выбирать песенный репертуар, который не перегрузит связки. Однако проверка голоса может потребоваться не только певцам. Люди, которые желают улучшить свою речь, также нередко занимаются вокалом. Потому что расширение голосового диапазона влияет и на другие характеристики голоса – такие как сила, тембр и окраска.

Помимо специальных тренировок для певцов, расширить диапазон и улучшить голосовые качества можно с помощью любых дыхательных упражнений. Также кроме дыхания человек, желающий красиво петь и говорить, должен следить за своей осанкой, ведь скованность в теле не способствует правильному дыханию, а значит пению и речи

Хотя основной поток информации в беседе идет через слуховое восприятие, немаловажный вклад в отношение к собеседнику вносят субъективные характеристики его голоса: тембр, интонация, темп, дикция. Для развития красивого, приятного голоса изобретены комплексы упражнений, улучшающих дикцию, раскрывающих тембр и способствующих общему раскрепощению.

Инструкция

Поиграйте в «вопрос-ответ»: издавая звук «у», поднимитесь от низкого участка диапазона к верхнему (не от предельно низких до предельно высоких, а в рамках удобных тонов). Получится вопросительная интонация. Затем примерно с того же тона спуститесь обратно, словно отвечая на свой вопрос.

Читайте вслух скороговорки. Начните с медленного темпа, при этом можете встать перед зеркалом. Превратите это в театральный этюд, рассказывайте своему отражению скороговорки как истории, с разными интонациями: то как страшную сказку, то как анекдот, то как большой секрет, то в форме рэпа. Старайтесь изменять высоту голоса: читайте то высоко, то низко.

Пойте. Выберите манеру пения (эстрадно-джазовую, народную или оперную), которая вам больше нравится и больше соответствует, найдите педагога и старайтесь получать удовольствия от вибрации собственного голоса.

Как развить телекинез

Начнем с определения понятия «телекинез». Это способность человека менять положение предметов бесконтактным способом. Современные ученые разделились на две группы. Одни отрицают телекинез, как реальное явление, а другие пытаются его существование доказать.

Инструкция

Развить телекинез можно, выполняя некоторые упражнения. Первое потребует наличия одноразового пластикового стаканчика: садимся и кладем стаканчик на столе перед собой боком, концентрируем свое внимание на стаканчике и пытаемся его передвинуть. Можно использовать руки, производя ими плавные движения в сторону стаканчика. Это упражнение следует повторять ежедневно в течение 8-10 минут. Идеально подходит для новичков.

Второе упражнение тоже рассчитано на начинающих. Берем банку, коробок от спичек, иголку и небольшую полоску бумаги. Втыкаем иголку в коробок, полоску бумаги складываем пополам и устанавливаем на конец иглы. Кладем получившееся «устройство» в банку и закрываем ее. Потом пытаемся мысленно заставить бумагу двигаться вокруг оси. Тренируемся тоже ежедневно.

Еще одно упражнение. Подвешиваем на короткую нитку бумажный конус. Направляем на конус все свое внимание и представляем, как он начинает вращение вокруг своей оси.

Подвешиваем спичку или похожий легкий предмет на ниточку. Заставляем данный предмет вращаться с помощью мысли. Выполняя это упражнение, многие новички достигают первых результатов уже через неделю-полторы. А можно взять компас и попытаться сдвинуть его стрелку хотя бы на 1мм. Это уже намного сложнее, чем вращение спички на нитке.

Отработав телекинез на этих простых упражнениях, можно усложнить их путем увеличения массы предметов.

Полезные советы:

Старайтесь визуализировать движения предметов в пространстве. Это поможет быстрее развить навык.

Попробуйте представить, будто бы ваши руки намагничены, а предмет вашего воздействия состоит из железа.

Посылайте мысленные приказания предмету. К примеру: «лети», «вращайся».

Многие начинающие вокалисты, да и не только начинающие, задаются вопросом: "А как мне определить свой тип голоса? " А зачем его вообще определять? А затем, чтобы знать, какие песни подойдут под Ваш голос, а какие нет.

Диапазон разных типов голоса

Для начала посмотри, какие бывают октавы:


А теперь смотрим, в каком диапазоне поют разные типы голосов:

  • Сопрано – от До 1 октавы – до До 3 октавы;
  • Меццо-сопрано – от Ля малой октавы – до Ля 2 октавы;
  • Контральто – от Ми малой октавы – до Фа 2 октавы;
  • Тенор – от До малой октавы – до До 2 октавы;
  • Баритон – от Ля большой октавы – до Соль 1 октавы;
  • Бас – от Ми большой октавы – до Ми 1 октавы.

Обратите внимание, что это примерные диапазоны. Таким образом, у двух людей с одинаковым типом голоса могут быть разные диапазоны.

Вот и все. Если Вы не знаете обозначение нот на пианино, то прошу сюда: " ".

Как определить тип голоса

Но так ли просто определить тип голоса, как может показаться? Конечно же, нет. Даже многие опытные вокалисты до сих пор не могут с этим определиться. Но Вы хотя бы можете примерно определить. Итак, для этого нужно обладать каким-никаким слухом, а в противном случае Вы бы не начали заниматься вокалом и сейчас не читали бы эту статью 🙂


Пробуем спеть самую низкую ноту, которую только сможете. Определяем эту же ноту на пианино - записываем. Пробуем спеть самую высокую ноту, естественно, она будет фальцетная, то есть писклявая (спетая ). Ищем эту ноту на клавиатуре пианино - это будет крайняя нота. Смотрим на диапазон голосов, что я писал выше, и определяем свой тип голоса.

Конечно, все это условно. Ведь в этой таблице для голосов всего 2 октавы, но есть же вокалисты с диапазоном голоса и в 3, и в 4 октавы. Так что тип голоса не является ключевым моментом в пении, но это не значит, что он вовсе не важен.

Переходные ноты

  • Высокие женские голоса: Ми-Фа# 2 октавы;
  • Низкие женские голоса: До-Ре 2 октавы;
  • Высокие мужские голоса: Ми-Фа# 1 октавы;
  • Средние мужские голоса: Ре-Ми 1 октавы;
  • Низкие мужские голоса: Ля-Си малой октавы.

Задача вокалиста - всегда пытаться сгладить переход от грудного голоса к фальцету, чтобы он был не заметен.

Заключение

Вот мы с Вами и разобрались в вопросе Как определить тип голоса . Конечно, есть еще много критериев, по которым (в том числе) следует определять тип голоса. Например, стоит взять во внимание тембр голоса, как звучат верха.

Вообще, очень сложно самому определить тип голоса. Особенно новичку. Лучше сходить на пару занятий к педагогу по вокалу, который поможет Вам , а также определит тип голоса.

Сегодня поговорим об очень актуальной теме для начинающих вокалистов, а именно о том, как правильно определить свой тип голоса. Это очень важно, так как если вам (или вами) будет поставлен неверный диагноз, то голос можно загубить. Следует отметить, что здесь мы говорим о сформировавшихся типах голосов - для взрослых. Детские голоса это обширная отдельная тема.Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты вы "берёте". Это абсолютно неправильно. Педагог определяет тип голоса ученика по нескольким параметрам, таким как тембр, диапазон, переходные ноты и по некоторым другим признакам. Даже очень низкие от природы голоса способны "доставать" теноровые ноты, однако это отнюдь не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты - особенно молодые, начинают насиловать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это зачастую вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а так же позёрством, желанием доказать всем, что "я могу так же". Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучат гораздо лучше и естественнее, чем выдавленное силком пение.

ТЕССИТУРНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ.

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.
Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме "бас,баритон,тенор и тд", а по принципу "очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос". В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным - тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально - ткань, от tessere - ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном - техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса - вверху или внизу. Иными словами - как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним "верхушкам" или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура - это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Однако остаётся открытым вопрос - как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я - тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз "вы бас" или "вы баритон", так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни "заточены" под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория - простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы "не раскрыт". Мой совет - найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

ТИПЫ ГОЛОСОВ.

Какие типы голосов существуют вообще? В классической терминологии существует разделение на шесть основных типов голоса сверху вниз.

ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА ДЕЛЯТСЯ НА:

  • Сопрано - самый высокий женский голос
  • Меццо-сопрано - средний
  • Контральто - самый низкий женский голос

МУЖСКИЕ ГОЛОСА:

  • Тенор - самый высокий мужской голос
  • Баритон - средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
  • Бас - низкий мужской голос
В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

ПО КЛАССИЧЕСКОЙ СХЕМЕ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ВЫСОТНЫЕ ДИАПАЗОНЫ ГОЛОСОВ ВЫГЛЯДЯТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ (ПО ДМИТРИЕВУ):

  • Тенор от До малой - до До второй октавы.
  • Баритон Ля большой октавы - Ля бемоль первой октавы
  • Бас - Фа большой - Фа первой октавы
  • Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.

ТАКИЕ ГОЛОСА ОЧЕНЬ ВОСТРЕБОВАНЫ В ХОРАХ:

  • Сопрано До первой - До третьей октавы.
  • Меццо-сопрано Ля малой - Ля второй октавы.
Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.

ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ.

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или "мост" голоса - это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ ДЛЯ ГОЛОСОВ (ПО ДМИТРИЕВУ):

  • Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
  • Баритон: ре - ми бемоль - ми первой октавы
  • Бас: ля - си бемоль - си малой - до - до диез первой октавы
  • Сопрано: ми - фа - фа диез первой октавы
  • Меццо-сопрано: до - ре - ре диез первой октавы

ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЫ.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан "под голос" с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую "фишку". Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие - George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

ДЛИНА СВЯЗОК

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса - анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

ИТОГ.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

  • Пойте там где вам удобно и где ваш голос звучит лучше всего, таким образом вы не ошибётесь, а укрепив свой голос в этом диапазоне сможете рассчитывать и на его расширение.
  • Ни в коем случае не начинайте свои певческие тренинги с подражания кумирам или известным певцам.
  • Найдите себе педагога по вокалу хотя бы на одно два занятия, чтобы определить свой тип голоса.
  • Если вам кажется, что педагог неправильно определил ваш тип голоса, то не расстраивайтесь. Скорее всего вы пытаетесь петь не в своём диапазоне и кому-то подражаете. В крайнем случае остаётся вариант пойти к другому педагогу и попросить независимой оценки.
  • Для тех, кто рвётся расширить диапазон вверх. Единственный безопасный и эффективный способ - разработать и укрепить "золотую середину" вашего голоса. Верхние ноты тогда пойдут "как по маслу". Кстати, это очень универсальный показатель: не идут верха - значит у вас страдает середина.