Педиатры считают, что введение нового прикорма, лучше начинать с шестимесячного возраста. Но этот период времени и возраст может меняться в зависимости от уровня развития Вашего малыша. Считается, если развитие ребенка удовлетворительное и соответствует всем установленным нормам, то прикорм можно начинать с четырех месяцев.

Готов ли малыш к прикорму?

Для того чтобы точно определить готовность малыша к употреблению новых продуктов, лучше всего проконсультироваться с педиатром. Самостоятельно Вы можете, проследив за ребенком, также сделать определенные выводы.

Ребенок готов принимать новую пищу если:

  • Малыш требует большего количества пищи, чаще и подолгу остается у груди . Изменения наблюдаются в течение нескольких дней и не сопровождаются какими-либо болезнями.
  • Кроха достаточно набрал в весе.
  • Малыш достаточно комфортно себя чувствуют в сидячем положении, требует минимальной поддержки взрослых .
  • Карапуз должен перерасти рефлекс, который заключается в стремлении вытолкнуть твердую пищу изо рта . Именно этот рефлекс является причиной потребление ребенком молока и жидких молочных смесей в течение первых месяцев жизни.

Блюда первого прикорма

Педиатры все в один голос утверждают, что первым прикормом являются овощные пюре . Начинать необходимо исключительно с однокомпонентных. Только после того, как малыш привыкнет и распробует вкус отдельных овощей, стоит начинать их совмещать и смешивать.

Полезно знать: процесс привыкания к прикорму требует некоторого терпения и времени. Первые попытки дать малышу новое блюдо могут увенчаться неудачей. Не отчаивайтесь!

Для малыша этот вкус может быть непривычным и непонятным. Тем более, что кроха привык к сладковатому привкусу молока. Теперь ему предлагают овощное пюре, которое отличается соленостью вкуса.

Начинать привыкание к прикорму стоит с половины чайной ложки. Дав малышу первые ложечки нового блюда, следите внимательно за реакцией его организма. При малейшем проявление аллергии или болезненных ощущений, моментально обратитесь к врачу и прекрати дальнейший прикорм. Если организм нормально принимает пищу, давайте малышу прикорм ежедневно, постепенно увеличивая объем продукта.

Не стоит варьировать продукты, обеспечьте постепенное привыкание малыша к тем или иным овощам. Так Вы можете начать с кабачком, картофелем или моркови, и лишь после полного привыкания к каждому из них можно продвигаться, предлагая малышу новые вкусы.

  1. Картофельное пюре . Изначально приготовьте эмалированную кастрюльку, в которой Вы будете готовить блюда исключительно для малыша. В нее выкладите несколько картошин очищенных и крупно порезанных. Залейте водой и сварите не добавляя соль или приправы. Разомните картофель очень тщательно. Какие-либо включения должны быть исключены. Добавьте немного теплого молока и закипятите полученную смесь. Она должна иметь консистенцию жидкой сметаны. Блюдо можно посолить самую малость или вообще исключить соль. Дети намного ярче воспринимает пищу, так как их рецепторы более восприимчивы. В конце приготовления блюда необходимо добавить растительное масло (1 чайной ложки на 100 грамм продукта).
  2. Морковное пюре. Очищенную и крупно порезанную морковь складывают в кастрюльку, заливают водой так, чтобы она только прикрывала коренья, и прикрывают крышкой. Морковь тушится на медленном огне достаточно долго. В процессе приготовления пюре может произойти выкипание воды. Ничего страшного, в таком случае морковь будет обрабатываться паром, что также будет полезно. Итогово морковь должна приобрести мягкую консистенцию. Полученные овощи протирают через сито или блендер. Завершается приготовление пюре добавлением теплого молока, доведением до кипения и добавлением 1 чайной ложки растительного масла на 100 грамм пюре.
  3. Смешанное пюре . Для их приготовления возможно использовать любые овощи. Наиболее хорошо принимаются организмом детей картофель, капуста, кабачки, морковь, зелень и так далее. Все овощи, которые вы предполагаете ввести в пюре, нужно тщательно помыть, мелко порезать и залить незначительным объемом воды. С помощью тушения или варки нужно добиться мягкой консистенции всех овощей. После его получения необходимо все овощи перемолоть и максимально измельчить их. Не забудьте обязательно добавить теплое молоко и довести смесь до кипения. В конце добавляйте растительное масло. Старайтесь максимально разнообразить пищу малыша. Не стоит приучать кроху исключительно к привычному для взрослых картофельному пюре. Ведь в нем много крахмала и мало полезных веществ. Пусть он больше употребляет кабачков и капусты.
  4. Овощной суп. Приготовление супа для ребенка не требует значительных усилий. Использовать для приготовления можно любые свежие овощи. Так подготовив картофель, морковь, лук, свеклу и так далее Вы их мелко нарезаете, складываете в кастрюльку, заливаете водой и оставляете на огне на полтора-два часа. В процессе приготовления порядка трети жидкости испаряется. В качестве результата Вы получаете насыщенный бульон и практически полностью разваренные овощи, которые необходимо будет полностью размять. В смесь добавьте одну столовую ложку манки, немного муки и подсолнечного масла. Отставьте суп и дайте ему настояться. Можете добавить немного свежей зелени и соли.
  5. Консервированные пюре. Современная индустрия приходит на помощь мамочкам в борьбе за здоровье малышей и производит множество разнообразнейших многокомпонентных смесей для карапузов. Таким образом, пребывая в гостях или в дороге, Вы сможете кормить малыша полноценно. Пюре, которые предлагаются производителями, изготавливаются из самых разнообразных овощей и фруктов, поэтому содержат необходимый объем витаминов и минералов для малыша.

Правила введения прикорма

Полезно знать: от того, будет ли происходить соблюдение нужных правил при введении прикорма, зависит насколько легко и просто ребенок и мама перенесет процесс привыкания к новой пище.

Необходимо соблюдать следующие правила:

  • давать на пробу новые продукты стоит только в том случае, если малыш полностью здоров;
  • не стоит вводить новый продукт при проведении прививок или в жаркое время года;
  • каждый новый продукт необходимо вводить с минимальных количеств. Начинать нужно с предоставления малышу не более половины чайной ложки. Только в случае положительной реакции организма на блюдо продолжайте предоставление блюда с постепенным увеличением его объема в рационе малыша;
  • давать прикорм малышу стоит исключительно перед кормлением и лучше всего в первой половине дня. Так у Вас будет время проконтролировать реакцию организма на новую еду;
  • введение первого блюда требует примерно две недели, далее же знакомство с новыми овощами будет требовать порядка неделю;
  • если Вы начали прикорм крохи, то "запустите" сразу и процесс отвыкания от бутылочки. Давайте крохе прикорм исключительно из маленькой специальной ложечки, исключая применение бутылочки. Так малыш будет делать первые шаги не только к взрослой пище, но и к способам ее употребления.

Видео прикорм по Комаровскому

Ваш малыш только что отпраздновал свой первый "юбилей" — ему исполнился годик. Он многому научился за этот год. Должен ли теперь измениться стиль его питания?

Пожалуй, можно сказать, что у вашего крохи наступил переходный этап в питании. Он теперь больше не грудничок. Малыш станет все больше осваивать "пищевую среду" и приближаться в своих пищевых привычках и пристрастиях к взрослым. Но крохе требуется некоторое время, чтобы постепенно перестроиться на новый стиль еды.

К этому возрасту в пищеварительной системе малыша тоже произошли большие изменения. Во-первых, он уже обзавелся собственными зубами. Как правило, к 1 году у детей бывает по 6-10 молочных зубов. Стремительно совершенствуются жевательные навыки малыша. В этом процессе не последнюю роль играет интерес к пережевыванию пищи, которая "достается" крохе в крупноизмельченном или даже неизмельченном виде. Во-вторых, значительно выросла активность пищеварительных ферментов, вырабатываемых в различных отделах пищеварительного тракта малыша. Это значит, он уже готов переварить и усвоить гораздо более сложные продукты, нежели полгода назад. В-третьих, ребенок уже познакомился со многими вкусами блюд, у него, вполне вероятно, уже сформировались те или иные вкусовые предпочтения. Дальнейшее видоизменение питания должно быть сопряжено не только с увеличением питательности рациона, но и с расширением вкусовых познаний малютки.

Как правило, кормления грудью после 1 года происходят рано утром и поздно вечером, перед сном. Нередко еще в этом возрасте сохраняются и ночные кормления. В этом нет ничего страшного: грудным молоком невозможно перекормить. Кроме того, последние исследования позволяют с уверенностью сказать, что ночные кормления грудью не только не повышают риск развития кариеса, но и напротив — предотвращают его развитие. Антитела, содержащиеся в грудном молоке, сдерживают рост стафилококка, являющегося основной причиной развития кариеса.

Если малыш уже перестал получать грудное молоко, но продолжает "прикладываться" по ночам к бутылочке со смесью или даже соком, то этому нужно положить конец. К сожалению, смеси отличаются по свойствам от грудного молока. Поэтому их употребление, особенно в ночное время, значительно повышает риск развития кариеса. Дело в том, что после них, как и после любого приема пищи, кислотно-щелочной баланс в ротовой полости сильно смещается в кислую сторону, что создает предпосылки для разрушения зубной эмали. Да и вообще, малыша к полутора годам уже следует отучить есть ночью (это не относится к кормлениям грудью), так как это нарушает сон, ухудшает аппетит в течение дня и не дает выспаться родителям.

Когда и сколько кормить ребенка?

До 1,5 лет можно оставить малышу пятиразовое питание, но если вы замечаете, что ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, значит, его пора перевести на "взрослый" четырехразовый режим: завтрак, обед, полдник и ужин. В этом случае интервалы между кормлениями составляют 3,5-4 часа. Именно за этот период, согласно данным исследований, съеденная пища эвакуируется из желудка крохи, то есть он готов к следующему приему пищи. Следует довольно четко выполнять установленный режим питания: старайтесь не отклоняться от "графика" более чем на 15-30 минут. При соблюдении режима кормлений наблюдается более четкая работа всей пищеварительной системы: пищевой рефлекс обусловливает формирование хорошего аппетита, своевременно и в достаточном количестве вырабатываются пищеварительные соки, что позволяет хорошо переварить и усвоить пищу. При беспорядочном питании подобный рефлекс почти не вырабатывается, выделение ферментов и соков снижается, и пища перерабатывается хуже. Старайтесь ничего не давать малышу между кормлениями — фруктов, соков, молочных продуктов и тем более сладостей. Особенно это относится к детям со сниженным аппетитом. Подобные "перекусы" снижают аппетит крохи, сбивают установленный механизм выработки пищеварительных соков, поэтому во время основных приемов пищи он может отказаться от тех или иных полезных продуктов.

Калорийность суточного рациона ребенка в 12-18 месяцев составляет примерно 1300 ккал, объем питания — 1000-1200 мл. Распределение этого количества в течение дня достаточно равномерное: завтрак и ужин — по 25%, обед — 35%, полдник — 15%. Подсчитано, что на каждый килограмм массы тела годовалому ребенку требуется в сутки около 4 г белка, 4 г жира и 16 г углеводов. При этом белки животного происхождения должны составлять не менее 70% от их общего суточного количества, растительные жиры — примерно 13% от общего количества жира.

Что подать к столу?

К 1 году ваш малютка, скорее всего, познакомился уже практически со всеми видами продуктов. После 1 года видоизменение рациона предполагает как обращение к новым продуктам, так и постепенное изменение способа их приготовления и степени измельчения.

Грудной или не грудной?
Несмотря на то что кроха формально уже покинул ряды грудничков, отлучать его от груди, пожалуй, еще рановато, тем более в жаркое время года (последнее обстоятельство значительно повышает риск подхватить кишечную инфекцию). Многие педиатры считают, что кормить грудью стоит примерно до 20-24 месяцев. Ведь сосание груди не только дает малютке возможность получить вкусное молоко, но и позволяет ощутить материнское тепло и заботу, обеспечивая психологический комфорт. Нельзя также забывать о том, что молоко и в этом возрасте остается чрезвычайно полезным: оно содержит специальные вещества, стимулирующие развитие нервной системы, в частности головного мозга, многие витамины, антитела, легко и полностью усваивается.

Молочные продукты в питании ребенка

Большое место в питании по-прежнему занимают молочные продукты. Они являются источником ценного кальция, витаминов группы В, а также поставщиком белка и молочного жира. После 1 года малышу можно предлагать кефир (до 200 мл в сутки), йогурт (200-300 мл). Лучше не превышать рекомендуемое количество, так как молочнокислые продукты богаты кислыми соединениями, что может перегружать как пищеварительную, так и выделительную системы малыша. Лучше, чтобы йогурт был изготовлен специально для детского питания. Если вы даете крохе "взрослые" йогурты, следите, чтобы они были нежирными (молочными, а не сливочными) и содержали как можно меньше сахарозы, консервантов, ароматизаторов и прочих искусственных добавок. Конечно, лучше предпочесть "живые" йогурты — они позволяют поддерживать полезную кишечную флору. Такие йогурты имеют ограниченные сроки хранения (обычно не более 2 недель), и хранить их можно только в холодильнике, при температуре 2-8°С. Если на упаковке йогурта указано, что срок хранения превышает 1 месяц, значит, этот продукт прошел термическую обработку и не содержит живых молочнокислых культур. Также актуальными остаются молочные смеси — так называемые "последующие формулы", то есть те, что предназначены для питания детей после 6 месяцев. Почему же даже после 1 года стоит предлагать их крохе? Дело в том, что диетологи все более сходятся на том, чтобы отложить знакомство малыша с цельным коровьим молоком хотя бы до 2-2,5 лет, что связано с высокой частотой аллергических реакций к белку коровьего молока.

Другими важными молочными продуктами являются творог и сыр. Суточную дозу творога можно после 1 года увеличить до 70 г в день. Некоторые родители предпочитают давать его детям через день, но в дозе около 140 г. Творог можно давать в "чистом" виде, а можно приготовить из него пудинг, запеканку, ближе к полутора годам — сделать сырники. Сыр чаще используется в тертом виде в качестве добавки к макаронным изделиям. Но некоторые малыши любят погрызть сыр своими зубками. В этом случае данный продукт будет способствовать еще и становлению жевательных навыков.

Сливочное масло чаще всего используется в качестве добавки к кашам или намазанным на хлеб. Рекомендуемая доза его составляет около 12 г в день. Лучше не подвергать сливочное масло тепловой обработке (то есть добавлять уже в готовые блюда).

После 1 года можно в небольших количествах использовать нежирную сметану и сливки. Сметана наилучшим образом подходит для заправки первых блюд, сливки — для приготовления соусов ко вторым блюдам.


Фрукты и овощи в питании ребенка

Фрукты и овощи тоже должны быть широко представлены на столе малыша. После 1 года можно потихоньку знакомить малютку с новыми видами фруктов и ягод: клубникой, вишней, черешней, киви, абрикосами, персиками, смородиной, крыжовником, черноплодной рябиной, облепихой, малиной, ежевикой, клюквой, черникой, брусникой и даже цитрусовыми. Разумеется, подобные знакомства должны быть хорошо обдуманы, а маме предстоит внимательно наблюдать за реакцией крохи на каждый новый вводимый продукт. У детей с аллергическими реакциями лучше не предпринимать новых шагов без консультации аллерголога или педиатра. Ягоды, имеющие довольно плотную кожуру, лучше измельчать в пюре, в то время как мягкие сочные плоды (абрикосы, персики, киви) можно предлагать малышу дольками. Даже если ваш ненаглядный карапуз хорошо переносит экзотические фрукты (цитрусовые, киви), не давайте их много: эти плоды содержат довольно много растительных кислот, что в большом количестве может раздражать нежную слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Виноград усиливает процессы брожения в кишечнике и перегружает рацион ребенка углеводами. Вместе с тем, он относительно беден витаминами. Вот почему диетологи рекомендуют начать его употребление в более позднем возрасте — ближе к трем годам. Фрукты можно давать малышу в завершение основных приемов пищи, можно также добавлять в кашу, смешивать с молочными продуктами. Рекомендуемая доза фруктов — около 200-250 г в день. К этому количеству можно добавить еще 100 мл фруктового сока. Если до 1 года следовало предпочесть осветленные соки, то после 1 года вполне можно давать крохе соки и нектары с мякотью.

Овощное меню малыша можно обогатить свеклой, репой, томатами, зеленым горошком, фасолью. Бобовые следует давать детям в небольших количествах и только в хорошо проваренном и тщательно измельченном виде, так как эти продукты богаты грубой клетчаткой, которая вызывает повышенное газообразование в кишечнике, усиливает перистальтику, что может привести к болям в животе и разжижению стула. Овощи находят основное применение в супах и гарнирах к мясным и рыбным блюдам. Их можно не только отваривать, но и тушить. В возрасте 1 года они даются в виде пюре, ближе к полутора годам можно начинать предлагать малышу мягкие отварные или тушеные овощи кусочками. Ближе к полутора годам можно начать иногда предлагать крохе и огородную зелень — укроп, петрушку, кинзу, черемшу, шпинат, салат, зеленый лук. Мелко нарезанную зелень можно добавлять в супы и вторые блюда перед подачей их к столу.

Растительные масла лучше добавлять в финальной стадии приготовления овощей, чтобы как можно меньше подвергать их тепловой обработке, так как в процессе нагревания любых жиров образуются канцерогены, вредные для здоровья не только грудничка, но даже взрослого человека.

Мясо, рыба, яйца в питании ребенка

Мясные продукты даются в виде паровых котлет, тефтель, фрикаделек, мясного суфле и пудинга в количестве 100 г ежедневно. Ближе к середине второго года можно предлагать малышу тушеное мясо мелкими кусочками, но при этом внимательно следить за тем, чтобы он не подавился. В питании по-прежнему используются многие сорта мяса: говядина, телятина, нежирная свинина, кролик, индейка, курица, а также субпродукты -печень, язык, сердце, мозги. Мясо водоплавающей птицы (утки, гуся) и баранина богаты тугоплавкими жирами, что усложняет переваривание и усвоение этих сортов мяса, поэтому их можно давать лишь время от времени.

Рыбу следует предлагать один — два раза в неделю по 30-40 г на прием как замену мясным блюдам. Можно приготовить рыбные котлеты (паровые) или тефтели, потушить рыбное филе.

Яйца также имеют большое значение в питании детей после 1 года, так как богаты ценными питательными веществами — легкоусвояемым белком, ценными аминокислотами, витаминами (A, D, Е), фосфолипидами, минеральными веществами, микро- и макроэлементами. Белок яиц усваивается практически полностью — на 96-97%, жиры — примерно на 95%. Для питания малышей используются только куриные и перепелиные яйца. Яйца водоплавающих птиц исключаются из-за высокого риска передачи опасных инфекций. Перепелиные яйца отличаются от куриных не только более высоким содержанием белка (с большим количеством незаменимой аминокислоты — триптофана), но и более высоким содержанием жира и холестерина. Детям до 1,5 лет предлагать яйца следует только в сваренном виде (вкрутую) или в виде омлетов на молоке (они также могут содержать различные овощи). В сыром виде (а кроме того, "всмятку" и "в мешочек" яйца хуже перевариваются, так как содержат неденатурированный белок, а также опасны с точки зрения передачи инфекций. Омлет удобно готовить в микроволновой печи. Тогда он будет не поджаренным, как на сковороде, а печеный, без корочки. Омлетную массу выливают в посуду, предназначенную для микроволновых печей (без использования масла) и ставят в печь на 2-3 минуты. Кроме того, яйца добавляются к другим продуктам во время приготовления различных блюд (сырников, блинчиков и пр.). Поскольку яйца — продукт с высокими аллергенными свойствами (перепелиные яйца все же намного менее аллергенны, чем куриные), их не стоит давать детям ежедневно, лучше делать это 3 раза в неделю или через день. Рекомендуемая доза яиц составляет % куриного яйца в день или целое — через день. Для перепелиных яиц доза увеличивается примерно вдвое.

Крупы, мучные и хлебобулочные изделия в рационе ребенка

Крупы широко используются в детском питании. Особенно полезны для малышей овсянка и гречка, можно также использовать кукурузную, рисовую, пшенную и другие виды круп. Годовалому малышу будет проще жевать и глотать, если каша будет иметь однородную консистенцию, поэтому еще часто используются растворимые ("инстантные") каши. Ближе к полутора годам можно давать хорошо разваренные крупы без дополнительного измельчения.

Время от времени можно использовать в питании детей макаронные изделия. Их можно дать в виде гарнира или заправить ими суп. Впрочем, злоупотреблять ими не следует, так как они богаты легкоусвояемыми углеводами. Рекомендуется предлагать их малышу один — два раза в неделю.

Хлеб также используют в питании детей этого возраста. До 1,5 лет лучше предлагать малюткам только белый хлеб: он легче переваривается. Общее количество хлеба в день не должно превышать 100 г. Начиная с 1,5 лет можно включать в рацион крохи немного ржаного хлеба (до 50 г в сутки). Детям до 1,5 лет ржаной хлеб не предлагают, так как кислое тесто, из которого он приготовлен, вызывает брожение в кишечнике.

Другие продукты

Питье может быть представлено чистой водой (лучше не кипяченой, а бутилированной "для детского питания"), молочными продуктами, фруктовыми и овощными соками, компотами (желательно, чтобы они были сварены вообще без любого подсластителя либо с добавлением небольшого количества фруктозы), слабо заваренным чаем, травяными отварами (ромашка, фенхель, мята и пр.). Газированные напитки (даже минеральную воду) детям до 3 лет давать не рекомендуется, так как содержащийся в этих напитках углекислый газ раздражает слизистую желудочно-кишечного тракта. Количество потребляемой жидкости пусть регулирует сам малыш. Оно будет, безусловно, зависеть от рациона питания, времени года, окружающей температуры и двигательной активности крохи.

Поваренная соль используется в небольших количествах — около 0,5-1 г в день.

Виноград усиливает процессы брожения, поэтому его рекомендуют давать детям не раньше трех лет.

Сладости. Вы можете добавлять понемногу сахаров, чтобы подсластить некоторые, особенно не любимые малышом, продукты. Лучше предпочесть фруктозу: она медленнее и равномернее всасывается и усваивается организмом (что почти исключает резкие перепады уровня глюкозы в крови), для проникновения в клетки организма не требует инсулина (то есть не создает перегрузок в работе поджелудочной железы), меньше нарушает кислотно-щелочной баланс ротовой полости (а значит, меньше способствует развитию кариеса). Кроме того, правильно изготовленная, она почти в 1,75 раза слаще сахарозы, что позволяет употреблять ее в небольших количествах. Для придания вкуса кашам и творогу вы можете использовать свежие фрукты и ягоды, а также сухофрукты. Кроме того, изредка малышей можно побаловать сладостями (в идеале они тоже могут быть изготовлены на фруктозе — такие продукты вы можете найти на полках магазинов с лечебным питанием) — пастилой, зефиром, повидлом, джемом и, конечно же, медом (при условии, что малыш его переносит). Общая доза сахаров в день составляет 30-40 г для детей 1-1,5 лет.

не так давно писали, что их малыш столько всего не съедает, да было написано с таким акцентом возмущенным, меня даже улыбнуло немного:) хочу сказать, что дети все разные, даже у взрослых аппетит разнится. А дети - такие же люди, как и взрослые, мамочки, не надо панику поднимать. Сколько ребенок съедает, значит, столько ему нужно. Он себя голодным не оставит, у него с рождения выработан защитный рефлекс, и о голоде он извещает плачем (если не умеет еще говорить). Самое главное, чтоб сколько-то граммов прибавлял в весе. А если наоборот килограмм теряет, вот тогда нужно тревогу бить. И если совсем вялый, не играет. А в остальном все с вашими детьми хорошо! Давайте разум включать, а не эмоции:) ну а по теме: наш сын кушает хорошо ттт, ни от чего не отказывается, съедает 200 гр, а на завтрак даже 300 (каша 200 и творог 100). Сейчас ему 1.4 года и он стал чаще делать перекусы между основными приемами пищи. Сегодня перед последним кормлением, за час, выпросил баранку. Думаю, это связано с его увеличившейся активностью (на улице больше ходит).

30.07.2017 23:27:59, Анастасия Трубилина

Если ребёнок практически на грудном вскармливании,то что вы от него хотите,естественно он так не будет съедать
А статья отличная!
Спасибо!

13.07.2017 15:59:42, Tvxghd

Такие объемы расписаны???? сыну 1,4 г. Что-то он вообще столько не ест. Ни о каких 4-5 раз и речи нет. Пару раз в день пару ложек съест, и то не каждый день соглашается еще. Редко маленький кусочек банана или клубники. Иногда кусочек печенья. Никаких порций по 200 г пока не видно даже на горизонте. Пока все таки грудное молоко основная еда. На остальное открывает рот редко.

02.06.2017 10:20:16, Кулибок

Я старшему сыну до 1.5 лет не давала сладкого совсем. Он и не просил. Каши мы ели не сладкие, чай и компот без добавления сахара и меда, творожок покупали не сладкий, то есть фруктозу из фруктов он получал и ВСЕ. Закончилось все ооочень плохо.... Однажды утром он плоснулся в 8:30 и в первые 40 мин не позавтракал, а в 9:20 его без сознания забрала скорая с гипогликемией (сахар 1, 7). Слава Богу откачали. После обследования, эндокринолог сказала, что это случилось из-за недостатка углеводов в рационе малыша. Вот так я "перебдила" со сладким. Младшей уже даем в чай мед, и творожки с фруктозой покупаем, и печенье даем... Будьте внимательны к рациону ребенка, не стоит слишком ограничивать свое чадо.
А статья отличная. Уже из опыта кормления двух деток сужу.

31.05.2017 10:16:22, mariia_moroz

Ну зачем же всех под одну гребенку чесать? Я вегетарианка, но это никак не касается питания моего ребёнка. И я не собираюсь ей навязывать свою точку зрения, сама решит, как продрастет, не будет она как мама, вегетарианка, и мясоед, как папа.

12.02.2017 14:13:40, Alixonetta

Спасибо,очень хорошая и полезная статья. Все понятно, граматно и четко описанно.

05.08.2015 05:08:53, Natalia_Pogorneva

Мы тоже сами всегда готовим карапузу. Но вот блин бывают ситуации например как недавно: приехали на дачу,времени мало, а вскапывать надо грядки(хорошо что мотоблок есть). Малыша посадишь, а сам пошел на огород и жена занята, а кормить надо. Ну тут уже кто чем, мы лично баночек heinz"a накупим на сутки вперед и нормально, голодный не ходит. Ну другое дело на ужин, это да, тут уже мяско терты, фруктовые и овощные пюре, бананы тертые любит))

** опечатку айфон нарисовал *** "сахарозой"

Хорошая статья, правда, я б вообще сладости запретила) а сколько безграмотных мамаш комментирует! И вегетарианки, и те кто фруктозу с свхарохой перепутал, и те кто боится стать инвалидом из-за фруктозы, - все бы лучше в школе поучились дополнительно, университет пару курсов,.. а там бы и умничали

Мясо есть нужно!если вы вегитарианка,не нужно давать "умные" советы-это только ваш выбор,не сбивайте с толку людей

Малышу подразумевает получение новой пищи с целью постепенной замены грудного вскармливания. При этом ребенок начинает получать более плотную по консистенции еду, богатую витаминами и микроэлементами. В зависимости от темпов развития малыша разнятся и сроки введения прикормов, а некоторые родители начинают вводить новые продукты уже с четырехмесячного возраста с целью дополнительного поступления питательных веществ в организм крохи. Итак, давайте вместе разберемся, что можно давать в 4 месяца ребенку.

Сроки введения прикорма

Основные принципы рационального вскармливания, которым следуют педиатры Всемирной организации здравоохранения, не рекомендуют введение прикорма до 6-месячного возраста. Это обусловлено незрелостью пищеварительной системы малыша и недостаточной продукцией ферментов и пищеварительных соков, необходимых для полноценного переваривания продуктов питания. Однако данные сроки введения прикорма не являются абсолютными.

Все зависит от индивидуальных особенностей развития крохи. Таким образом, введение прикорма можно начинать и с пятимесячного возраста, и даже на месяц раньше. Как правило, в этом есть свое рациональное зерно: прикорм ребенка в 4 месяца не только знакомит малыша с разнообразием продуктов питания и начинает формировать культуру приема пищи, но также обусловлен возрастающей потребностью в питательных веществах для гармоничного развития.

Признаки готовности малыша к прикорму

Как же определить, что можно давать в 4 месяца ребенку прикорм? Основные признаки готовности крохи к введению прикорма следующие:

  • ребенок уверенно сидит, способен делать уверенные повороты головой и корпусом, наклоняясь или отворачиваясь от ложки с едой;
  • малыш проявляет интерес к новой пище и стремится ее попробовать;
  • у ребенка исчез выталкивающий рефлекс языка;
  • малыш целенаправленно может зажать что-либо в ручке и поместить в рот;
  • наличие перетирающих движений деснами или появление зубов.

Сочетание четырех и более факторов из приведенного списка с высокой вероятностью может говорить о том, что малыш созрел к введению первого прикорма. С другой стороны, все признаки условно можно сгруппировать в две группы: это признаки, свидетельствующие о готовности желудочно-кишечного тракта грудничка к принятию пищи, и зрелость нервной системы и головного мозга. В большинстве случаев наличие таковых признаков отмечается к концу первого полугодия жизни малыша, но может быть раньше или позже.

Как правильно вводить прикорм

Существует достаточно большое количество правил, регламентирующих введение прикорма. Вот основные из них:

  • введение прикорма осуществляется на фоне полного здоровья и благополучия малыша, при условии отсутствия аллергических реакций;
  • не следует начинать введение прикорма за одну-две недели до проведения профилактических прививок и спустя неделю после;
  • прикорм вводится только в сидячем положении крохи и желательно за столом (формируется стереотип приема пищи);
  • за один раз вводится один новый продукт в рацион питания и только после того, как желудок и организм малыша привыкнут к предыдущему продукту питания;
  • новый продукт питания всегда вводится утром;
  • начинать прикорм необходимо с фруктов и овощей, произрастающих в регионе;
  • введение новых продуктов начинают с нескольких капель (четверти чайной или кофейной ложечки), а затем постепенно доводят до необходимого количества в течение нескольких дней.

И самое важное правило! Если у мамы достаточно грудного молока, то уменьшать объем получаемого крохой молока, а тем более прекращать грудное вскармливание ребенка 4 месяца не следует. Грудное молоко является самым важным, незаменимым и сбалансированным продуктом для малыша.

Продукты питания для первого прикорма

Мнения относительно продуктов, которые должны составлять прикорм ребенка в 4 месяца, разнятся: одни педиатры считают, что целесообразно прикорм осуществлять фруктовыми соками, другие считают, что начинать необходимо с фруктово-овощных пюре. Даже согласно рекомендациям ВОЗ и РАМН нет единого мнения педиатров относительно данного вопроса. Итак, что можно давать в 4 месяца ребенку?

Преимущество применения фруктовых соков состоит в том, что они имеют консистенцию, как у грудного молока, поэтому крохе будет гораздо проще к ним привыкнуть. Кроме этого, такие напитки способствуют удовлетворению потребности организма малыша в воде.

В отличие от соков, фруктовые пюре обладают гораздо более плотной (густой) консистенцией, а также содержат в своем составе большое количество пектина и других пищевых волокон, что благоприятствует пищеварению. Кроме этого, за счет более густой консистенции пюре способствуют формированию навыков глотания и жевания и переходу к более плотной пищи в дальнейшем. Таким образом, что вводить первым - соки или пюре, вполне можно решить самостоятельно.

Меню ребенка в 4 месяца можно представить следующим образом. Соки могут быть из моркови, яблок, слив, абрикос, чернослива или их сочетания. Из этих же фруктов и овощей можно приготовить и пюре. Среди овощных возможно употребление пюре из брокколи, кабачка, цветной капусты, тыквы или их сочетания.

Объем прикорма

Начинать введение прикорма необходимо с минимального количества. Введение соков следует начать с нескольких капель во время грудного вскармливания, постепенно увеличивая объем и смещая время введения прикорма на начало грудного вскармливания. Аналогичным образом вводят и пюре. Начинают введение с четверти или половинки десертной или чайной ложечки, постепенно увеличивая объем продукта до того, сколько съедает ребенок в 4 месяца.

При введении прикорма необходимо обязательно тщательно наблюдать за поведением малыша, так как аллергическая симптоматика на продукт питания может проявиться далеко не сразу, а спустя некоторое время, при увеличении объема.

Введение прикорма детям, находящимся на искусственном вскармливании

Искусственное вскармливание ребенка 4 месяца заключается в получении малышом полнорационных молочных смесей, состав которых максимально приближен к грудному молоку матери.

Несмотря на это, введение прикорма таким детям рекомендуется начинать несколько ранее (с 3,5-4-месячного возраста) по сравнению с детьми, находящимися на грудном вскармливании. Из продуктов питания рекомендуется вводить фруктовое пюре и соки в общем объеме не более 5-15 мл.

Заключение

Грамотное введение первого прикорма в раннем возрасте является залогом крепкого здоровья малыша. Во время прикорма довольно большое количество детей склонно давать аллергические реакции на новые продукты питания. Следуя основным правилам прикорма и рекомендациям по его введению, молодые родители будут знать, что можно давать в 4 месяца ребенку, тем самым обезопасят малыша и себя от нежелательных последствий. Следует помнить, что еда для крохи должна быть всегда теплой и свежей, а посуда - чистой.

Главные линии и задачи развития малыша, создание развивающей среды, какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца, что умеет ребенок в 4 месяца.

Ребенок в 4 месяца: особенности развития малыша, игры и упражнения, что умеет малыш

Главная линия развития ребенка в 4 месяца

Самая важная линия развития малыша в 4 месяца – это развитие его сенсомоторной двигательной активности. Ребенок в это время учится менять положение своего тела, что даёт ему дополнительные возможности для физического и умственного развития. Он становится более активным. Малыш захватывает и ощупывает висящие погремушки и игрушки, учится перехватывать предмет из руки мамы. Малыш познает разные свойства предметов – цвет, характер поверхности (гладкая, шероховатая, твердая, мягкая), звук, массу (легкий – тяжелый), раскачивает игрушки, трясет, ударяет, пробует на вкус.

Поэтому в этом возрасте малышу необходима развивающая среда, которая поддержит формирование у него этих новых умений и будет содействовать закреплению уже сформированных умений.

Какие игрушки нужны малышу в 4 месяца?

В этом возрасте очень важно научить малыша захватывать игрушки. Поэтому в первую очередь ребенку необходимы игрушки для захватывания и удержания в руке (погремушки с удобной ручкой, погремушки – подвески, погремушки – кольца, кольца с бубенцами или колокольчиками).

Самая удобная ручка – это прочная, круглая в сечении ручка погремушки, похожая на ручку деревянной ложки. Увы, теперь таких погремушек не так уж много, и многие мамы их делают сами. Предком такой погремушки был шаркунок – старинная русская игрушка из бересты. У шаркунков очень удобная ручка, приспособленная к размеру детской ладошки. Звук шаркунка мягкий, шелестящий. Шаркунки до сих пор делают мастера и продают на ярмарках. А вот в магазинах их уже не найти.

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

В 4 месяца игрушки для обучения захватыванию подвешивают в кроватке низко над грудью малыша, чтобы он, размахивая руками, наталкивался на них и начинал их притягивать к себе, захватывать, ощупывать. Расстояние от игрушки до малыша должно быть равно вытянутой ручке ребенка, чтобы он мог дотянуться до них.

К 5 месяцам постепенно игрушки начинают подвешивать не только так, чтобы ребенок случайно мог их достать, но и подальше чуть левее или правее – чтобы он стал тянуться к ним, направлять к ним ручки, мог их покачать, потянуть.

К 5 месяцам малыш научается брать игрушку из рук мамы (в положении на животе) и удерживать ее в своей ладошке длительное время (от 30 секунд до 1 минуты).

Также ребенку необходимы игрушки для демонстрации – неваляшка, разноцветные сюжетные игрушки, резиновые игрушки. Вы показываете игрушку, называете ее части, действия, читаете стишок, поете песенку о ней. При этом малыш лежит на животе. Эти игрушки должны быть объемными, привлекательными, яркими.

Для развития слухового восприятия нужны игрушки с разным звучанием. Это может быть бубен, металлофон, барабан, колокольчики, шумовые баночки и коробочки.

Для изготовления шумовых коробочек возьмите баночки от детского питания или от киндер-сюрпризов и положите в них разные наполнители. В одну – горох, в другую – орех, в третью – бусинки, в следующую – пуговки. Крепко закройте и завинтите крышки баночек.

Если Вы даете шумовые коробочки в руки малышу, то они должны быть безопасными для него. Для этого они должны быть вшиты в тканевый яркий чехольчик, чтобы даже при неожиданном открытии баночки ничего из нее не высыпалось. Иначе малыш может случайно открыть коробочку и проглотить наполнитель.

Для развития тактильной чувствительности можно сшить тканевые подушечки из ткани разной фактуры и разного цвета. При этом наполнить их разными звучащими наполнителями – вшить бубенец или наполненную бисером коробочку киндер-сюрприза или шуршащую упаковочную бумагу. Если в 4 месяца малыш будет только ощупывать их и извлекать звуки, то в дальнейшем, когда он подрастет, Вы сможете находить пары подушечек по цвету, по звуку, по весу (тяжелая – легкая). Подушечки могут быть как одной формы (все квадратные), так и разных форм (елочка, домик, рыбка и т.д.).

Также для развития тактильной чувствительности можно подвешивать на поперечную перекладину или шнур колокольчики, привязывая к ним шнуры разной фактуры и разного сечения. Малыш трогает шнуры, тянет за них и слышит мелодичный перезвон колокольчиков.

Игрушки желательно покупать природных оттенков — цвета живой природы – неба, дерева, песка, травы (голубые, желтые, зеленые, оранжевые). Звучание игрушек должно быть разнообразным.

На пятом месяце жизни нужно чаще выкладывать малыша на животик и класть игрушки недалеко от ребенка, чтобы он тянулся к ним, менял положение тела, доставал их, а не просто лежа на спине случайно их задевал (как это было на четвертом месяце жизни).

Игрушки надо менять каждые 2-3 дня, так как знакомая игрушка уже не привлекает внимание малыша. Для этого весь «арсенал» игрушек можно поделить на четыре части и предлагать их по очереди (менять). Не стоит давать сразу все игрушки малышу – это рассеивает его внимание.

Все игрушки (в том числе и те, которые мы демонстрируем ему) надо давать малышу в руки для того, чтобы он послушал звук, рассмотрел, погладил, попробовал на вкус, понюхал. Чем активнее малыш в познании мира, тем он лучше развивается.

Вы, наверное, заметили, что я ничего не пишу о так называемых аудио и видео-развивающих программах для младенцев, на которых написано, что они рекомендованы детям с 3-4 месяцев для их обучения и развития. Почему? Потому что на самом деле эти программы не развивают малыша и не обучают его, а скорее наоборот, утомляют и вызывают трудности в дальнейшем развитии. Исследованиями доказано, что основным развивающим стимулом в первый год жизни для ребенка является речь мамы! И качество этой речи определяет успех ребенка в дальнейшем — и не только уровень его речевого развития, но и уровень интеллектуального развития. Причем развивает малыша именно речь мамы, а не аудиозапись или видеозапись чужого голоса, так как малыш отличает голос матери от других звуков с очень раннего возраста. Поэтому важно разговаривать с ребенком во время укладывания спать, пробуждения, переодевания, купания, игр и упражнений, использовать пестушки и потешки, колыбельные.

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Малыш уверенно держит голову как лежа на животе, так и в вертикальном положении тела, когда его носят на руках. Когда ребенок лежит на животе, он упирается на предплечья. Нужно следить за тем, чтобы малыш упирался не на сжатый кулачок, а на раскрытую ладошку.
  • Ребенок поднимает голову в положении лежа на спине.
  • Он ощупывает свои ручки, играет с ними, рассматривает их, берет вложенную в ручку игрушку в рот (развитие координации «рот – рука»). Ребенок ощупывает ручками игрушки, край одеяла или подушки, водит руками по игрушке (развитие осязания).
  • К пятому месяцу раскрывается кулачок, поэтому малыш может свободно брать игрушку из рук мамы и удерживать ее в своей руке. Малыш рассматривает игрушку, вложенную в руку.
  • Он умеет целенаправленно тянуться к игрушке (висящей над грудью или находящейся в руках у мамы), захватывать и удерживать ее, манипулировать ей (развитие зрительно-моторной координации).

В 4-4,5 месяца ребенок может брать игрушку двумя руками, иногда одной рукой.

Если в три месяца ребенок наталкивался на подвешенные игрушки, то в четыре он захватывает, ощупывает и рассматривает их. А к 5 месяцам у него сформируется умение схватывания игрушки – он будет четко брать игрушку из рук взрослого.

Конечно, нужно следить, чтобы игрушки для малыша в этом возрасте были удобными для захватывания.

Когда малыш тянется к игрушке, он смотрит не только на нее, но и на свою ручку. В 4 месяца он уже в состоянии оценить расстояние до игрушки. Но умение схватить игрушку развито еще недостаточно, и малыш часто идет к игрушке не «прямым маршрутом», а « в обход», делая петлеобразные движения, отклоняясь в другое направление.

Кроме того, ребенок еще все игрушки захватывает одинаково – прижимая пальцами к ладони. В дальнейшем, приобретя опыт схватывания игрушек и предметов разной формы, малыш начнет захватывать предметы по-разному в зависимости от их формы.

  • Ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, их звучанию.

  • Малыш эмоционально откликается на разные интонации речи мамы (ласковая, веселая, строгая), на разный характер музыкальной мелодии (различает и по-разному реагирует на плясовую или спокойную музыку)
  • Ребенок радуется при виде мамы, узнает ее. Он может узнать близкого взрослого с расстояния в два-три метра, находясь на руках у другого взрослого. Узнает он маму и папу и по голосу. Различает близких людей и незнакомых, по-разному реагирует на них. К 5 месяцам реагирует на новую обстановку, может заплакать при виде чужих людей, длительно их рассматривает.
  • Малыш смеется в ответ на эмоциональное общение с ним мамы. Может заплакать, если мама говорит с ним недовольным тоном.
  • Ребенок следит за перемещающимся предметом или концентрирует свой взгляд на неподвижном предмете в разных положениях туловища: на руках у взрослого, лежа на спине, лежа на животе.
  • Он находит взглядом невидимый источник звука (музыка, игрушка, мама) – поворачивает в сторону звука голову и находит источник звука глазами.
  • Ребенок в 4 месяца певуче гулит. В гулении малыш учится произносить гласные звуки созвучно родному языку, тренирует речевые навыки. В течение пятого месяца жизни гуление становится более разнообразным – певучим с разной интонацией.

Малыш в 4 месяца гулит длительно в ответ на речь мамы, при рассматривании игрушки, во время бодрствования. Если ребенок слышит голос мамы, то гуление становится более длительным и разнообразным. Гуление проявляется только когда у ребенка хорошее самочувствие и эмоциональное состояние.

К 5-6 месяцам гуление сменится отдельными слогами – лепетом: мамама, баба, папа и др. Лепет будет свидетельствовать о том, что ребенок слышит звуки речи взрослых, слышит сам себя, достиг определенного уровня развития артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения.

Чтобы у ребенка развивались подготовительные речевые навыки, очень важно создать тишину дома, чтобы ребенок слышал сам свое гуление. Ему очень нужно научиться слышать самого себя. Если же в доме постоянно работает телевизор, то этот фон мешает полноценному развитию ребенка и его слуховому сосредоточению.

  • Малыш может привлекать к себе внимание звуками. Это умение появляется у ребенка только тогда, когда с ним постоянно общаются, разговаривают. Если же этого нет, то малыш не проявляет интереса ко взрослому и не привлекает его внимание.
  • Ребенок играет в перекличку с мамой. Как играть в перекличку Вы узнаете из второй части статьи (Игры и упражнения)
  • В 4 месяца ребенок учится поворачиваться со спинки на бочок. Это умение приходит к малышу не сразу, не «вдруг». Сначала он высоко поднимается на предплечья так, как будто скоро перевернется. А потом уже делает первый поворот. Когда малыш освоит это умение, он начинает учиться поворачиваться со спины на живот. Это произойдет позже — примерно в 5 месяцев. Однако уже ближе к 5 месяцам жизни у многих детишек появляются предпосылки такого поворота – они начинают переворачиваться со спинки на животик «блоком» (т.е. одновременно поворачивая голову, плечи и таз).

Первые повороты малыша очень стремительные, быстрые, резкие, неожиданные, поэтому за детьми нужен глаз да глаз! И лишь затем малыш научится делать их плавно.

ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ребенка в 4 месяца нельзя оставлять без присмотра, даже если он еще не умеет поворачиваться! Он может повернуться очень неожиданно для Вас (например, потеряет Вас из виду и начнет Вас искать) и упасть.

  • Ребенок придерживает руками грудь мамы или бутылочку, при введении прикорма к 5 месяцам начинает есть с ложечки.
  • Малыш различает цвета (именно поэтому мы используем цветные ленты разного цвета для подвешивания игрушек в кроватке, да и сами игрушки для игр и занятий с малышом подбираем так, чтобы они были разных цветов).
  • Ребенок при потягивании за руки пытается подняться и сесть. Но малыш в этом возрасте еще не сидит и нельзя его сажать насильно! Также в этом возрасте нельзя сажать малыша на подушки, прислоняя к стене. Почему нельзя? Ребенок, не умеющий сидеть, еще не может сам изменить положение своего тела, даже если поза ему стала неудобной. Это отрицательно сказывается на состоянии позвоночника ребенка, дальнейшем развитии движений.

Каковы нормативные показатели развития ребенка? Что он будет уметь к концу месяца, то есть к 5 месяцам?

К концу месяца малыш умеет:

  1. длительно лежать на животе при опоре на ладони,
  2. крепко упираться выпрямленными ногами о стол (в вертикальном положении) при поддержке под мышки – стоит ровно, устойчиво,
  3. может поворачиваться со спины на бочок,
  4. хорошо берет игрушки и предметы (целенаправленно притягивает и захватывает игрушку с расстояния вытянутой руки из удобного положения тела), удерживает игрушку в руке от 30 секунд до минуты. В случае неудачи повторяет попытку схватить и удержать предмет без побуждений мамы.
  5. отличает новые игрушки от знакомых,
  6. манипулирует игрушками, активно исследует их
  7. отличает близких людей от незнакомых, в том числе по голосу (речь, пение)
  8. отличает ласковую интонацию от сердитой,
  9. активно гулит.

Если малыш что-то не умеет, то не стоит расстраиваться. Просто нужно делать с ним упражнения, и всё получится. Чаще всего у ребенка наблюдаются трудности, если просто с ним раньше не занимались т.к. родители были в неведении по поводу того, что даже с таким крохой нужно проводить специальные упражнения, массаж и игры. Когда начнете заниматься и играть с ребенком, у него всё получится, пусть немножко позже.

Также нужно знать, что у каждого ребенка «своя норма». Один начнет переворачиваться на неделю позже, другой на неделю раньше. Это зависит и от самого ребенка, и от того, проводится ли с ним гимнастика и массаж и от многих других факторов. Однако есть очень тревожные симптомы, которые показывают, что малышу нужна помощь специалистов. На что нужно обратить внимание?

Тревожные симптомы в развитии ребенка в 4 месяца

Следует посоветоваться со специалистами и принять вовремя меры помощи малышу, если ребенок в 4 месяца

  • лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья,
  • голова малыша отклоняется назад, когда Вы поднимаете его в вертикальное положение из положения лежа на спине.
  • не пытается опереться на кончики пальцев ног, когда малыша поддерживают под мышки и держат в вертикальном положении,
  • не улыбается, когда мама с ним говорит и не выражает радости, когда с ним играют и общаются (равнодушен к общению с близкими взрослыми).

Неизвестное об известном. Тайны колыбельных песен — первого учебника жизни для ребенка.

Какими они должны быть? Как они влияют на младенца и на маму? В чем их развивающая роль? Как их правильно использовать колыбельные для развития ребенка? В чем ценность народных колыбельных песен?

Отточенный многими поколениями и веками метод развития младенцев.

Или на обложку курса ниже для

Подросший малыш в возрасте 4-х месяцев по-прежнему нуждается в правильно подобранном питании, целесообразно будет продолжать кормление малютки детской адаптированной смесью. Это самая лучшая, сбалансированная и качественная замена грудного молока, разработанная по всем правилам, где учтены все малейшие нюансы, а состав максимально похож на материнское молоко.

Режим

Для 4-месячных детей, получающих пищу в виде искусственного кормления, стоит обязательно строго соблюдать режим, так как адаптированная детская смесь намного медленнее усваивается организмом малыша в отличие от грудного молока , поэтому карапуз остаётся сытым намного дольше.

Важно! Перерыв между приемами пищи должен составлять не менее 3,5 часа. Если не соблюдать правила кормлений, то это станет причиной газообразований в организме ребенка.

Так же начиная с 4-го месяца, крохам на искусственном вскармливании, многие педиатры советуют начать прикорм.

Как кормить?

В 4-х месячном возрасте кроха еще не может самостоятельно сидеть, поэтому новоиспеченные родители должны позаботиться о том, чтобы во время еды малышу было комфортно. Кормить ребенка стоит только с ложечки. При этом он должен находиться в полулежащем состоянии, чтобы не навредить неокрепшему позвоночнику. Современные детские стульчики для кормления оснащены такой функцией, малышу будет удобно кушать, а маме его кормить.

Молодым мамам обязательно стоит запастись дополнительным инвентарём, то есть нужно приобрести для ребенка специальную посуду:

  1. ложка силиконовым черпаком-ей малыш не сможет повредить ротовую полость;
  2. слюнявчик, для того, чтобы не испачкать одежду карапуза;
  3. тарелка на присоске-точно не будет опрокинута на пол;
  4. чашка, которую маленький непоседа не сможет разбить,

Именно с 4 месяца малыш активно начинает познавать окружающий его мир. К тому же, это станет отличной тренировкой к самостоятельному приему пищи.

У новорожденного ребенка ещё нет зубов совсем или частично и малыш не способен пережевывать твердую пищу, поэтому по консистенции еда предназначенная ребенку должна быть жидкой или пюре образной.

Сколько должен съедать четырехмесячный малыш?

В возрасте 4-х месяцев суточная норма потребляемый еды составляет не более 1000мл. в сутки. Количество кормлений 5-6 раз. Не в коем случае нельзя превышать ее, это может быть чревато неприятными последствиями.

Обратите внимание! Перед введением прикорма рекомендована консультация специалиста.

Особенности рациона

Рацион питания новорожденного на искусственном вскармливании в 4 месяца значительно увеличивается, если начинают активно вводить прикорм.

Что можно давать в этом возрасте?

Основным и главным продуктом, по-прежнему остаётся детская адаптированная смесь. Так же в меню у 4-месячного ребенка появляются новые продукты. Несколько видов злаковых культур (каши безглютеновые и безмолочные), овощные, фруктовые пюре и соки.

Какие продукты разрешено ввести?

Хотя детские смеси предназначенные для питания ребенка обогащены множеством полезных элементов, но все таки их не всегда хватает растущему организму. Здесь, как раз и помогут продукты наполненные витаминами и микроэлементами. Ввести в рацион карапуза находящегося на искусственном вскармливании, по рекомендации детского врача, на 5-м месяце жизни разрешается:

3 злаковые культуры:

  • Гречневая.
  • Кукурузная.
  • Рисовая.

Несколько овощей:

  • Кабачок.
  • Цветная капуста.
  • Капуста брокколи.

Фрукты:

И конечно же соки и компоты:

Важно! Красные и оранжевые фрукты чаще становятся виновниками аллергии, в отличие от зеленых и желтых.

Меню в виде таблицы на каждый день недели по часам

Если малышу уже введены все выше перечисленные продукты, то можно придерживаться следующего меню (время может варьироваться на 1-2часа, согласно индивидуальному распорядку дня):

Понедельник Вторник
6.00 Детская адаптированная смесь, 180мл
9.00
  • Каша безмолочная гречневая- 50гр.
  • Смесь детская адаптированая-150мл.
13.00
  • Овощное пюре «Кабачок»- 130гр.
17.00
  • Фруктовое пюре «Яблоко» -40гр.
  • Сок морковный- 50мл.
  • Фруктовое пюре «Груша»- 40гр.
  • Сок яблочный-50мл.
  • Смесь детская адаптированная-100мл.
21.00 Смесь детская адаптированная-200мл.
Среда Четверг
6.00 Детская адаптированная смесь, 180мл Детская адаптированная смесь, 180мл
9.00
  • Смесь детская адаптированая-150мл.
  • Смесь детская адаптированая-150мл.
13.00
  • Овощное пюре «Кабачок» 130гр.
  • Смесь детская адаптированная- 50-70мл.
  • Овощное пюре «Цветная капуста»- 130гр.
  • Смесь детская адаптированая-50-70мл.
17.00
  • Фруктовое пюре «Сливовое»- 130гр
  • Сок грушевый- 50мл.
  • Смесь детская адаптированная-100мл.
  • Фруктовое пюре «Сливовое» -40гр.
  • Сок яблочный- 50мл.
  • Смесь детская адаптированная-100мл.
21.00 Смесь детская адаптированная-200мл.
Ночное кормление сугубо индивидуально, по требованию ребенка.
Пятница Суббота
6.00 Детская адаптированная смесь, 180мл Детская адаптированная смесь, 180мл
9.00
  • Каша безмолочная кукурузная- 50гр.
  • Смесь детская адаптированая-150мл.
  • Каша безмолочная рисовая- 50гр.
  • Смесь детская адаптированая-150мл.
13.00
  • Овощное пюре «Цветная капуста»- 130гр.
  • Смесь детская адаптированая-50-70мл.
  • Овощное пюре «Брокколи»-130гр.
  • Смесь детская адаптированая-150мл.
17.00
  • Фруктовое пюре «Яблоко»- 40гр.
  • Сок грушевый-50мл.
  • Смесь детская адаптированная-100мл.
  • Фруктовое пюре «Груша»- 130гр.
  • Сок морковный- 50мл.
  • Смесь детская адаптированная-100мл.
21.00 Смесь детская адаптированная- 2000мл Каша безмолочная рисовая- 200гр.
Ночное кормление сугубо индивидуально, по требованию ребенка.