ПАТРОНАЖ (франц. patronage покровительство) - форма организованной профилактической работы, осуществляемая в домашних условиях нек-рыми лечебно-профилактическими учреждениями (женскими консультациями, поликлиниками, диспансерами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами и др.).

Наиболее распространен П. в учреждениях охраны материнства и детства (см.). Его целью является охрана здоровья беременных женщин, матерей и детей. П. определенной категории психически больных предусматривает долечивание их в условиях семьи, производственно-трудового коллектива (колхоза) под постоянным контролем леч. учреждения, а П. инф. больных и реконвалесцентов - предупреждение рецидивов, осложнений и распространения инф. болезни.

П. в специализированных диспансерах (онкологических, туберкулезных, наркологических и др.) имеет целью контролировать соблюдение больными рекомендованного режима.

Особой формой П. является оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным, инвалидам войны и труда; он осуществляется об-вами Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР).

История

В дореволюционной России П. детей был впервые организован при детских консультациях в Москве, Петербурге, Киеве и нек-рых других крупных городах, но он не мог оказать существенного влияния на улучшение здоровья детей, т. к. сеть детских консультаций была незначительной (см. Консультация). П. беременных в СССР в ограниченных размерах впервые начал проводиться в 20-х гг. После издания Наркомздравом СССР в 1933 г. «Инструкции о работе консультаций для женщин» он стал обязательным элементом работы женских консультаций.

Наблюдение за инф. больными и контактировавшими осуществлялось еще в далеком прошлом. Оно носило характер поверхностного медосмотра и являлось частью примитивных противоэпидемических мероприятий. Более глубокое содержание в это понятие было вложено в период широкого проведения общегосударственных мер по борьбе с инф. болезнями в СССР в 1917-1935 гг. Начиная с 50-х гг., обязательным стало наблюдение за реконвалесцентами после перенесенных инф. болезней. Однако роль П. инф. больных постепенно сократилась и к началу 70-х гг, он был заменен диспансерным наблюдением за инф. больными и реконвалесцентами, которое осуществляют кабинеты инфекционных заболеваний (см.) поликлиник. В начале 20-х гг. в СССР вместе с созданием сети противотуберкулезных диспансеров (см. Диспансер) была разработана система П. туберкулезных больных.

П. психически больных впервые возник в 16 в. в г. Гееле (Бельгия) и во второй половине 19 в. в виде колоний посемейного призрения распространился почти во всех странах Западной Европы. В России П. психически больных впервые был организован H. Н. Баженовым в 1886 г. в Рязанской психиатрической б-це («у ворот больницы»); он заключался в расселении больных в близлежащих к психиатрической б-це местностях, что обеспечивало оказание им регулярной медпомощи и возможность в случае необходимости своевременного помещения обратно в б-цу. Однако просуществовал он недолго и под давлением консервативных членов земской управы был вскоре закрыт. В 1892 г. H. Н. Баженов вновь создает П. в селе Семеновском под Москвой. В 1893 г. П. психически больных был организован в Екатеринославской, в 1898 г.- в Нижнегородской (в г. Балахне - по инициативе П. П. Кащенко) и в Воронежской губерниях и получил всеобщее признание не только в качестве средства разгрузки психиатрических б-ц, но и как мера, имеющая определенное терапевтическое значение для больных, длительное пребывание к-рых в психиатрических б-цах приводит к развитию так наз. больничного слабоумия.

В годы первой мировой, а затем гражданской войны П. психически больных почти повсеместно прекратил свое существование. Позднее в ряде мест он был восстановлен. В 1954 г. были регламентированы основные организационные формы П. и обязанности психиатрических (психоневрологических) учреждений и семей или колхозов в отношении патронируемых больных, установлена сумма вознаграждения за патронирование психически больных.

По мере развития советского здравоохранения, создания мощной базы леч.-проф. учреждений особо широкое развитие приобрел П. беременных женщин, матерей и детей. В городах, рабочих поселках П. беременных женщин, матерей, детей осуществляется детскими, женскими консультациями и поликлиниками, а в сельской местности - центральными районными, районными и участковыми б-цами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами. Его проводят врачи, фельдшера, медсестры, акушерки (на фельдшерско-акушерских пунктах, как правило, одним лицом - фельдшером или акушеркой) гл. обр. по участковому принципу.

Более совершенные организационные формы разработаны и для П. психически больных, к-рый осуществляется психоневрологическими диспансерами (внеболь-ничный П.) и психиатричеокими (психоневрологическими) б-цами (больничный П.). П. одиноких и престарелых больных, инвалидов войны и труда возложен на патронажных медсестер об-в Красного Креста и Красного Полумееяца.

П. в социалистических странах организуется по аналогичному принципу. В капиталистических странах П. проводится в ограниченных размерах, имеет преимущественно сан.-просвет, характер, осуществляется государственной мед. службой или благотворительными и частно-капиталистическими организациями (страховыми компаниями).

Патронаж беременных

Патронаж беременных имеет целью обеспечить благоприятное течение беременности, родов и рождение здорового ребенка. Он способствует соблюдению правил личной гигиены беременной женщиной, улучшению сан.-гиг. условий в быту, проведению оздоровительных и профилактических мероприятий в семье. П. является частью диспансерного метода наблюдения (см. Диспансеризация), проводится планово, а в случае возникновения осложнений в течении беременности осуществляется также и вне плана. Патронажную работу выполняют участковые акушерки женских консультаций, амбулаторий, сельских врачебных участков, фельдшерско-акушерских пунктов, медсестры детских поликлиник под руководством и контролем врача.

Первое посещение беременной женщины на дому акушерка проводит в начале беременности, при этом она выясняет условия труда и жизни беременной, дает советы по улучшению гиг. обстановки дома, исходя из конкретных условий, выясняет состояние здоровья окружающих и взаимоотношения в семье, проводит беседы о личной гигиене, режиме труда и отдыха, рациональном питании, разъясняет советское законодательство по охране прав и здоровья женщин (в случае необходимости акушерка обращается к юристу женской консультации, к-рый оказывает практическую помощь в решении вопросов, волнующих женщину). Все советы и рекомендации акушерка вносит в тетрадь работы на дому патронажной медсестры (патронажный лист) для последующей проверки их выполнения. При повторных посещениях акушерка измеряет АД у беременной женщины, выслушивает сердцебиение плода, определяет его положение, дает советы о ношении бандажа, о подготовке молочных желез к кормлению ребенка и др. В случае жалоб, выявления осложнений или при подозрении на осложнение беременности (отеки, повышение АД, неправильное положение плода и др.) она приглашает беременную в женскую консультацию или сообщает об этом врачу, к-рый решает вопрос о возможности лечения беременной на дому или необходимости ее госпитализации. В последнем случае акушерка контролирует своевременность поступления женщины в стационар и продолжает активное наблюдение после выписки ее домой. Успех патронажной работы во многом зависит от умения установить и поддерживать с беременной женщиной оптимальный психологический, этический и деловой контакт.

Патронажные посещения проводятся и в тех случаях, когда беременная по каким-либо причинам не посещает консультацию с целью проверки состояния своего здоровья (беременная женщина должна посещать консультацию в первой половине беременности 1 раз в месяц, с 21-й нед. - один раз в 3 нед.; с 32-й нед.- 1 раз в 2 нед., с 37-й нед. до конца беременности - каждую неделю), а также если женщина пропускает занятия по физиопсихо-профилактической подготовке к родам в консультации. Акушерка выясняет причину пропуска и назначает другой день занятий. В нек-рых случаях (дальность расстояния до женской консультации, многодетность) акушерка проводит индивидуальные занятия на дому, обращая особое внимание на необходимость воспитания у беременной положительных эмоций и уверенности в благоприятном завершении родов для нее и ребенка. Желательно на занятия по подготовке к родам приглашать мужей, где они могут ознакомиться с физиологией беременности и родов и значением физиопсихопрофи л актической подготовки для благоприятного течения беременности и родов. Особое значение П. имеет в сельской местности, где акушерка не только посещает беременных, но и активно их выявляет.

В процессе П. участковая акушерка проводит сан.-просвет, беседы и рекомендует или выдает во временное пользование женщинам соответствующую популярную литературу (брошюры, листовки, памятки). Участковая медсестра детской поликлиники посещает на дому будущую мать по получении сведений о беременности из женской консультации и в конце беременности. Педиатр проводит дородовой П, только среди беременных с неблагоприятным течением беременности или с отягощенным акушерским анамнезом. Родильница, не посетившая консультацию через 2-3 нед. после родов, также подлежит П.

Патронаж детей

Патронаж детей - систематическое, непрерывное, активное наблюдение за развитием детей раннего возраста (до 3 лет) и за ослабленными детьми, независимо от возраста. Его проводят врачи-педиатры и участковые медсестры, начиная с дородового П. Патронажная медсестра педиатрического участка детской поликлиники должна осуществить дородовой П. в течение 10 дней после получения сведений о беременной из женской консультации. Второй раз медсестра посещает на дому будущую мать на 32-й нед. беременности. Она проверяет, как подготовлена семья к появлению ребенка, есть ли все необходимое для ухода и воспитания грудного ребенка, проводит беседу об особенностях поведения и развития новорожденного. После выписки из родильного дома врач-педиатр и медсестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 2-3 дня. Если в семье родился первый ребенок, это желательно сделать в первый день. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца после рождения. Участковый врач-педиатр на первом месяце жизни ребенка посещает его на дому 3-4 раза. Особое внимание при этом обращается на активность сосания, состояние пупочной ранки, кожных покровов, слизистых оболочек и др. Большую помощь участковому вра-чу-педиатру при первом посещении ребенка оказывает подробная история развития ребенка (см.), составленная в родильном доме.

Желательно, чтобы первичный П. проводил врач-педиатр совместно с медсестрой, к-рая обрабатывает пупочную ранку новорожденного (если это необходимо), выполняет другие назначения врача, получает указания по наблюдению за ребенком в дальнейшем. Матерям объясняют правила кормления ребенка грудью, туалета новорожденного, пеленания, купания, дают рекомендации, касающиеся режима, ухода за новорожденным, начала прогулок и др. Врач-педиатр на основании осмотра ребенка оценивает функц, состояние его органов и систем, особенно нервной системы, выявляет имеющиеся аномалии развития. Все полученные данные фиксируются в истории развития ребенка. Участковая медсестра свою работу фиксирует в тетради работы на дому - патронажном листе. При последующих посещениях медсестра отмечает в патронажном листе выполнение советов матерью и вносит новые предложения и рекомендации. Участковый врач-педиатр периодически проверяет записи медсестры и выполнение рекомендаций матерью.

Близнецы, недоношенные, дети, родившиеся с большим весом тела, с внутричерепной травмой, а также у матерей, страдавших патологией беременности и родов, относятся к группе риска и должны находиться под особым наблюдением врача.

Дети первого и второго года жизни наблюдаются по системе активного П. В возрасте 1 мес. ребенок должен быть осмотрен в детской поликлинике в специально отведенный для приема детей раннего возраста день. В дальнейшем здоровых детей наблюдают участковый врач-педиатр и патронажная медсестра 1 раз в месяц до 1 года жизни. Во время этих посещений следят за динамикой веса тела, роста, окружности груди, головы, становлением нервно-психического развития ребенка. С учетом полученных данных и состояния ребенка врач-педиатр дает рекомендации по вскармливанию, организации режима дня, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита и др. В истории развития ребенка делаются записи о проведенных профилактических прививках, о перенесенных инфекционных и других болезнях.

В возрасте до 3 мес. детей должен осмотреть хирург с целью выявления врожденных заболеваний, гл. обр. дисплазии тазобедренного сустава.

В конце первого года жизни врач-педиатр составляет эпикриз, в к-ром дает оценку состояния здоровья ребенка, его физического и нервно-психического развития, отражает характер вскармливания, данные о перенесенных заболеваниях, сведе-дения о специфической профилактике рахита, проведении массажа и гимнастики, намечает план наблюдения, а если нужно, и оздоровления на втором году жизни.

Участковый врач-педиатр и патронажная медсестра наблюдают ребенка второго года жизни 1 раз в квартал с проведением антропометрических измерений. Один раз в год ребенка с профилактической целью осматривает жгоматолог. Ребенку 1 раз в год делают анализ крови, мочи, кала на яйца глистов. Врач-педиатр дает подробное заключение о состоянии здоровья ребенка в возрасте двух лет, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие.

На третьем году жизни ребенка врач-педиатр осматривает его с профилактической целью 1 раз в 6 мес., одновременно проводятся антропометрические измерения. Патронажная медсестра наблюдает ребенка 1 раз в квартал. Один раз в год ребенка осматривают офтальмолог и стоматолог, кроме того, ему делают анализы крови, мочи, кала. Основное внимание на втором и третьем году жизни ребенка уделяется организации режима, проведению закаливающих мероприятий, гимнастике в соответствии с возрастом, рациональному питанию.

В конце третьего года жизни ребенка врач подводит итоги: оценивает состояние здоровья, динамику его физического и нервно-психического развития за этот период, составляет план оздоровления и лечения (по показаниям).

Патронаж больных туберкулезом

Особенностью П. больных туберкулезом является проведение профилактической, лечебной и воспитательной работы в очагах туберкулезной инфекции не только на дому, но также на производствах, в учреждениях и детских коллективах. П. осуществляется средним медперсоналом противотуберкулезного диспансера регулярно в течение длительного времени в связи с тем, что больной туберкулезом считается заразным на протяжении 2 лет после прекращения им бацилло-выделения. Работа в очаге проводится по плану, составленному врачом в зависимости от степени опасности очага, занесенному в карту участковой сестры (патронажную карту). Основная цель П. - оздоровление очага - достигается как осуществлением общих гиг. мероприятий (мытье и обеззараживание предметов, окружающих больного, р-рами хлорамина и хлорной извести, содержание помещений в чистоте, их регулярное проветривание) , так и привитием больному правил личной гигиены, правильного поведения дома, на1 работе, на улице. Важное значение П. состоит в контроле за осуществлением назначений врача относительно режима и лечения и выполнением предписанных лечебных мероприятий, а также в обучении членов семьи больного правилам предосторожности и профилактики, особенно лиц, ухаживающих за тяжелым бациллярным больным. Большая работа в порядке П. проводится по наблюдению и систематическому обследованию членов семьи, постоянно контактирующих с больным, особенно детей. Сразу же после выявления у больного открытой формы туберкулеза члены семьи берутся на учет противотуберкулезного диспансера, данные их обследования, сведения о противотуберкулезных прививках, сделанных детям, заносятся в патронажную карту. Важным элементом П. является проведение сан.-просвет, работы с больным и членами его семьи.

П. на производстве предусматривает учет и лечение больных туберкулезом, работающих на данном предприятии, регулярные профилактические осмотры лиц, особенно находящихся в непосредственном контакте с больными туберкулезом. В порядке П. осуществляют также охрану интересов больного на производстве, решают вопрос о его трудоустройстве, следят за соблюдением инструкций, согласно к-рым не допукаются к работе в пищевых и коммунальных предприятиях, детских дошкольных, школьных и других учреждениях больные туберкулезом с активным бацилловыде-лением.

Патронаж психически больных

Патронаж психически больных предназначен для больных, к-рым дальнейшее пребывание в закрытых леч. учреждениях не показано, но в силу психической несостоятельности они не могут включиться полностью в обычную жизнь. Целью П. является долечивание психически больных во внебольничных условиях.

В связи с появлением нейролептических средств и интенсивным развитием социально-реабилитационного направления в психиатрии (см. Реабилитация) П., особенно в сельской местности, придают большое значение как организационной форме внебольничной психиатрической помощи, предоставляющей наиболее благоприятные возможности вовлечения больных в разнообразные трудовые процессы в условиях здоровой окружающей среды. П. организуется при психоневрологических и психиатрических учреждениях и может осуществляться в семье больного, в чужих семьях отдельными лицами и производственно-трудовыми коллективами (колхозами).

Выбор колхозов и семей, в к-рые могут быть помещены больные, направление их на П. и снятие с П. производится патронажной комиссией, состоящей из гл. врача психоневрологического или психиатрического учреждения, врача, осуществляющего функции заведующего П., и лечащего врача.

Договаривающиеся стороны заключают патронажный договор (соглашение), предусматривающий вза^ имные обязательства психоневрологического или психиатрического учреждения и патронирующих лиц или колхоза в отношении больных, помещаемых на П.

Помещению на П. не подлежат беспокойные больные, опасные для себя и окружающих, склонные к бродяжничеству, или же слабые, неопрятные больные, а также страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями или заразными болезнями (туберкулез, сифилис и т. д.). Запрещается перевод на П. больных, находящихся на принудительном лечении.

Наблюдение за больными, патронируемыми в семьях, их лечение и содержание осуществляется путем регулярного посещения (не реже одного раза в 3 мес.) на дому участковыми психиатрами и средним медперсоналом психоневрол, диспансеров, диспансерных отделений и кабинетов. В сельской местности, где на колхозный П. помещаются иногда значительные группы больных, для наблюдения за ними, осуществления мероприятий по социально-трудовой реадаптации психиатрическим учреждением, как правило, психиатрической б-цей, выделяется специальный медперсонал.

Больной находится на П. до изменения его психического состояния; при ухудшении состояния его переводят в соответствующее стационарное леч. учреждение, а при улучшении он может быть снят с П.

Библиография: Белова А. П. Организация медицинской помощи детям в условиях крупного города, JI., 1978; Бойцова О. С. Организация амбулаторнополиклинической помощи детям, М., 1978; Гребешева И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям, М., 1977; Дорошенко К. Г., JI e х-те р А. М. и П ь я н ы х А. М. Кабинет инфекционных заболеваний и противоэпидемическая работа на врачебном участке, Томск, 1976; E p e н к о в В. А. Медицинский работник и больной, с. 60, Кишинев, 1976; Методические указания по работе врача кабинета инфекционных заболеваний, сост. А. Ф. Подлевский, JI., 1971; Новгородцев Г. А., Д e м-ченков.а Г. 3. и Полонский М. JI. Диспансеризация населения в СССР, с. 100 и др., М., 1979; Практическое акушерство, под ред. Я. П. Сольского, с. 15, Киев, 1976; Реформатский H. Н. Семейное призрение душевнобольных в России и за границей, Спб., 1907; Серебрякова 3. Н. Организация психиатрического патронажа и перспективы его развития в СССР, М., 1965, библиогр.; Справочник по акушерству и гинекологии, под ред. JI. С. Персианинова и И. В. Ильина, с. 8, М., 1978.

И. В. Шаткин; В. П. Бисярина (пед.), Г. С. Клочкова (фтиз.), В. В. Кочемасова (ак.), 3. Н. Серебрякова (психиат.).

Дородовые патронажи

(патронаж означает покровительство)

Цель - рождение здорового ребенка. После взятия бер-ной на учет в ж/к, сведения передаются в детскую поликлинику, где фиксируются в специальном журнале. Участковая м\с осуществляет 2 дородовых патронажа. Полученные данные записывает в историю развития ребенка (ф.112)

1 дородовый патронаж проводится в течение 10 дней с момента поступления сведений из ж/к.

Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери.

М/с важно с первого общения установить контакт с семьей. Родители должны быть уверены, что она искренне заинтересована в судьбе ребенка, заботится о его здоровье. Анамнез включает в себя:

Паспортные данные (Ф И О, возраст женщины, адрес)

Кол-во беременностей и чем они закончились

Срок настоящей беременности, желанна ли она

Самочувствие, чем болела во время бер-ти, в какой срок, чем лечилась

Неблагоприятные факторы (проф. вредности, вред. привычки)

Наследственность

Состав семьи, психологический климат в семье

Дает советы по питанию, режиму дня, приглашает в «Школу молодой матери»

2 дородовый патронаж осуществляется на 32-34 неделе беременности.

Цель патронажа – проверка выполнения ранее данных рекомендаций, подготовка к послеродовому периоду. М/с

Собирает информацию об изменениях в состоянии здоровья женщины за прошедший период

Контролирует соблюдение режима дня, питания, получает ли она vit «Д» для проф-ки рахита

Уточняет предполагаемый срок родов и адрес, по которому будет жить ребенок

Оценивает социально-бытовые условия семьи

Подготовка молочных желез к кормлению во время беременности

    Для закаливания кожи сосков с первых месяцев бер-ти рек-ся ежедневное обмывание молочных желез водой комнатной t 0 , затем легкое растирание их сухим полотенцем.

    Воздушные ванны

    Для огрубения кожи сосков, с внутренней стороны бюстгальтера подшиваются кусочки холщевой ткани.

4. При необходимости вытягивание сосков (если сосок плоский или втянутый)

Патронаж к новорожденному

Патронаж к новорожденному – это когда м/с идет в семью с определенной программой, соответственно подготовившись, зная, на что нужно обратить внимание, на какие вопросы необходимо получить ответы.

Цель патронажа – оценить состояние ребенка, выявить риски для его здоровья, составить программу ухода за данным ребенком, оказать практическую помощь матери.

Первый патронаж к новорожденному м/с осуществляет в первые 2-3 дня после выписки реб. из р/д совместно с врачом. Первый ребенок в семье, дети с патологией в родах, из неблагополучной семьи, недоношенные осматриваются в день выписки из родильного дома.

Основные задачи :

    Оценить состояние здоровья матери, ее отношение к ребенку

    Выяснить уровень знаний матери о вскармливании ребенка, пропаганда грудного вскармливания

    Осмотреть молочные железы матери (наличие трещин соска, уплотнений)

    Посмотреть, как мать кормит ребенка, дать рекомендации

    Проконтролировать социально-бытовые условия, соблюдение гигиенического режима, организацию уголка ребенка, дать рекомендации

    Рассказать матери о причинах и проявлениях физиологических состояний

    Ознакомить родителей с режимом работы поликлиники

    Осмотреть ребенка, след от БЦЖ- вакцинации

    Обработать пупочную ранку

    Научить мать уходу за ребенком

    Выполнить назначения врача

Уголок ребенка

1. Детская комната должна быть светлой, без лишней мебели, освещение умеренное, t 20-22 0 С. В помещении поддерживается спокойная обстановка и тишина. Ежедневно необходимо проводить влажную уборку, комнату проветривать не менее 6 раз в сутки по 15-20 мин.

2. Детская кроватка не должна стоять под прямыми солнечными лучами, на сквозняке, возле отопительных приборов. Рядом с ней ставят стол для пеленания, тумбочку для предметов ухода. Кроватка должна быть с сетчатыми или решетчатыми стенками, дно жестким, на него кладут жесткий матрац. Под голову кладут пелёнку, свернутую в несколько слоёв (высотой 2-3см). Ребенка в кроватке кладут только на бок, со 2-го полугодия жизни можно на живот.

Обратить внимание матери, что :

Мягкий матрац и подушка способствуют искривлению позвоночника у ребенка.

Длительное пребывание ребенка в коляске способствует перегревания ребёнка и раздражению вестибулярного аппарата.

Предметы ухода

    Марлевые салфетки, вата, бинты хранят в стерильной упаковке или прокипячённых стеклянных банках с крышками.

    В отдельных стеклянных баночках хранят пипетки для глаз, носа

    3 термометра: комнатный, медицинский, водный

    Ванночка, рукавичка из байки для мытья ребёнка, детское мыло, кувшин

    Детский крем, прокипяченное растительное масло, присыпка, порошок калия перманганата, 1% спиртовой р-р бриллиантового зеленого, 3% р-р перекиси водорода

    Газоотводная трубка, резиновый баллон для клизмы

    Индивидуальные ножницы для стрижки ногтей

Одежда новорожденного

Комплект белья должен включать:

5 простынок для кроватки

2 клеенки: 100х100; 30х30 см

10 фланелевых и 20 ситцевых пеленок

20 подгузников

6 фланелевых и 6 ситцевых распашонок

5 байковых кофточек

1 легкое и 1 теплое одеяло

2-3 пододеяльника

1-2 хлопчатобумажных и 1 фланелевый чепчика

1 шерстяную шапочку

1. Одежда должна быть из легко стирающихся тканей, хорошо впитывать влагу, воздухопроницаема, без грубых швов, не стеснять движения ребенка.

2. Детское белье стирают и хранят отдельно от вещей взрослых. При стирке используют детское мыло или специальные моющие средства.

3. До заживления пупочной ранки белье обязательно кипятят и проглаживают с двух сторон.

Гигиенический режим

В квартире, где находится ребенок недопустимо курение

Перед тем как подойти к ребенку обязательно мытье рук

Частая стирка халата (платья), в котором осуществляется уход

Строгая изоляция заболевших членов семьи

Прогулки

Начинают сразу после выписки из роддома. Вначале длительность прогулки составляет 15-20 мин, постепенно увеличивают, затем – не менее 1-1,5 час 2-3 раза в день. При t до -5 0 прогулки разрешаются с 2-3 недельного возраста, при t до -10 0 с 3 месяцев жизни. Летом дети могут находиться на воздухе весь день, рекомендуется сон на свежем воздухе.

Во время патронажей м/с

    Постоянно изучает семью и ребенка, задает вопросы, выясняет жалобы матери, анализирует полученную информацию, выявляет факторы риска, обучает родителей, как уменьшить их влияние.

    Изучает санитарное состояние квартиры, условия жизни ребенка

    Тщательно осматривает ребенка, оценивает его кожные покровы, слизистые оболочки, пупочную ранку, грудные железы, характер стула и мочеиспускание.

    Постоянно контролирует физическое и психическое состояние ребенка. Для этого м/с должна знать основные параметры его развития.

    Контролирует кормление ребенка. Пропагандирует грудное вскармливание.

    Обучает родителей элементам ухода за ребенком.

    Дает советы по режиму дня, закаливанию, профилактике рахита, приобретению игрушек, воспитанию определенных навыков, характерных для возраста ребенка, профилактике травматизма.

Цель : Познакомиться с семьей, дать советы беременной по питанию, режиму дня, по обеспечению комфортных условий развития плода.

Срок патронажа:10 – 12 недель

2. Дата заполнения патронажа.

4. Возраст беременной.

5. Профессия и место работы.

6. Профессиональные вредности.

7. Данные об отце: Фамилия, Имя, Отчество, профессия, место работы, профессиональные вредности.

8. Сбор генеалогического анамнеза (начертить генеалогическое дерево).

9. Бытовые условия и гигиена жилища.

10. Материальные условия и обеспеченность.

11. Здоровье родителей и членов семьи: туберкулез, венерические, нервно-психические, сердечно-сосудистые, аллергические, эндокринные, онкологические заболевания.

12. Вредные привычки: алкоголизм, курение матери и отца.

13. Акушерский анамнез: беременность по счету ___, закончилась родами ______, живых детей ____, мертворождения ______, причины смерти _________, выкидыши (да, нет) причины.

14. Срок настоящей беременности, течение беременности, дата взятия на учет в женской консультации.

15. Состояние здоровья.

16. Самочувствие.

17. Перенесенные острые заболевания в период беременности и в какие сроки.

18. Исключены ли профвредности и с какого месяца беременности. (если профвредности имеются)

19. Выполняет ли режим сна, отдыха, прогулок.

21. Предполагаемый срок родов.

22. Интерпретация диагноза. Отметить состояние беременной, ребенок желанный или нет, степень риска для плода: высокая, низкая.

23. Рекомендации по характеру и режиму питания, сна, отдыха, по исключению конфликтных ситуаций в семье (по возможности), профессиональных вредностей, если они имеются, приглашение в Школу материнства по подготовке к встрече новорожденного). Рекомендации должны быть расписаны подробно!



Студент: (подпись)

СХЕМА 2-го ДОРОДОВОГО ПАТРОНАЖА

Цель: прогнозирование состояния здоровья будущего ребенка, определение группы риска, прогнозирование возможностей гипогалактии, своевременное принятие профилактических мер. Готовность семьи к рождению ребенка.

Срок патронажа: 32-34 недели

2. Дата заполнения патронажа.

3. Фамилия, Имя, Отчество беременной женщины.

4. Состояние здоровья беременной женщины, ее самочувствие.

5. С какого времени в декретном отпуске.

6. Перенесенные острые заболевания с момента первого патронажа и их течение, применение лекарственных средств.

7. Выполнение режима дня.

8. Характер питания

9. Соблюдение личной гигиены.

10. Подготовка грудных желез к кормлению ребенка.

11. Проводится ли антенатальная профилактика рахита, анемии.

13. Оказать помощь по организации уголка для новорожденного: подобрать место для кроватки, дать советы по приобретению необходимых предметов ухода за новорожденными, белья, медикаментов.

Студент: (подпись )

Схема первичного патронажа новорожденного ребенка

2. Дата выполнения патронажа.

3. Фамилия, Имя, Отчество ребенка.

4. Дата рождения (число, месяц, год).

5. Дата выписки из роддома (число, месяц, год).

6. Фамилия, Имя, Отчество матери, возраст.

7. Фамилия, Имя, Отчество отца, возраст.

8. От какой по счету беременности родился ребенок.

9. Течение настоящей беременности (протекла нормально, был ли токсикоз в I или во II половине беременности, угроза выкидыша, нефропатия, острые заболевания, анемия, травма и др.)

10. Принимала ли мать медикаменты во время беременности.

11. Прибавка веса.

12. Наследственная отягощенность соматическими, аллергическими заболеваниями, злокачественные новообразования у родителей.

13. Группа крови и резус-фактор матери.

14. Течение родов (физиологическое, стремительное, затяжное, неправильное положение плода).

15. Продолжительность родов.

16. Стимуляция родов: да, нет.

17. Оперативные вмешательства.

18. Где отошли воды.

19. Безводный период.

20. Ребенок родился доношенный, недоношенный.

21. Масса при рождении.

22. Масса при выписке.

23. Рост при рождении.

24. Ребенок закричал сразу.

25. Через какое время приложен к груди.

26. Сосал активно, нет. Часто, обильно срыгивал.

27. Вид вскармливания

28. Состояние ребенка в роддоме (вялый, возбудимый, рвота, гнойная инфекция).

29. Сделана ли БЦЖ.

30. На какие сутки отпала пуповина.

31. Состояние пупочной ранки в роддоме.

32. Желтуха (время проявления, выраженность, продолжительность).

33. Кожа (окраска, высыпания, продолжительность).

34. Состояние грудных желез.

35. Состояние пупочной ранки (сухая, мокнущая).

36. Состояние слизистых.

37. Размеры большого родничка.

38. Открыт ли малый родничок, размеры.

39. Движения в суставах (в полном объеме, ограничены).

42. Органы дыхания (перкуссия, аускультация). Лечебное дело.

43. Сердечно-сосудистая система (границы относительной сердечной тупости, аускультация). Лечебное дело.

44. Форма живота.

45. Печень (пальпация).

46. Стул (характер, сколько раз в сутки).

47. Мочеиспускание (свободное, задержка, сколько раз в сутки)

48. Рефлексы новорожденного (Робинсона, Море, Бабинского, Бауэра).

Студент: (подпись)

Примерная схема патронажа грудного ребенка

Цель: контроль за состоянием здоровья, развитием ребенка, питания, социальными условиями жизни, дата рекомендаций по организации режима, ухода, закаливания в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ребенка, контроль за выполнением советов, данных на предыдущем патронаже, своевременное выявление и коррекция дефектов питания, воспитания, режима дня.

1. Фамилия, имя, отчество ребенка, возраст

2. Жалобы матери на состояние ребенка.

3. Нервно-психическое развитие по основным линиям развития

4. Физическое развитие

5. Условия, социальные и санитарно-гигиенические: уборка помещения, проветривание, содержание белья.

6. Уход за ребенком: частота купания, содержание предметов ухода Самочувствие ребенка, его активность Выполнение режима дня: число кормлений, длительность дневного сна, бодрствование, прогулки.

7. Вскармливание (грудное, смешанное, искусственное), введение прикормов, корригирующих добавок, докорма.

8. Перенесенные заболевания за истекший период.

9. Состояние кожи, слизистых характер развития кожно-жирового слоя и толщина складки его на уровне пупка.

10. Состояние костной системы (форма головы, размеры большого родничка, состояние его краев, наличие зубов, форма голеней, предплечий, грудной клетки и др.).

11. Мышечная система (тонус, сила мышц).

12. Физиологические отправления.

13. Диагноз (заключение о состоянии ребенка, нервно-психическом развитии).

Вносится коррекция, если есть отклонения в выполнении матерью назначений, рекомендованных ранее;

Советы по питанию, правилам введения корригирующих добавок, прикормов, их приготовлению;

Советы по физическому воспитанию; знакомство с новыми комплексами массажа;

Советы по развитию новых умений и навыков у ребенка; занятия с ребенком по развитию самостоятельной деятельности.

Здоровую беременную женщину патронажная м/с детской поликлиники посещает 2 раза.

I. ЦЕЛЬ 1-го дородового ПАТРОНАЖА:

знакомство с будущей мамой, условиями ее труда и 6ыта.

II. ПОКАЗАНИЯ:

срок беременности 20-28 недель.

III.СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: НЕТ.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: отсутствие беременной дома в момент посещения негативное отношение к патронажу

V . Алгоритм выполнения простой медицинской услуги .

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться, познакомиться с беременной, стараясь наладить с ней психологический контакт.

Выполнение процедуры:

  1. Собрать информацию о состоянии здоровья беременной, условиях жизни и труда, семейном положении, психологическом климате в семье, возможных вредных привычках. Выявить факторы риска: предшествующие выкидыши, аборты, токсикозы.
  2. В группу повышенного риска входят беременные до 20 лет, первородящие старше 30 лет, имевшие более 5 беременностей, с многоплодием, одинокие, многодетные матери.

Окончание процедуры:

  1. Заполнить схему дородового патронажа.

1-й ДОРОДОВЬ1Й ПАТРОНАЖ .

Ф.И.О. матери ____________________________________

Адрес ______________________ Возраст ______________

Профессия ________________________________________

Место работы __________________________

Ф.И.О. мужа ___________________ Возраст ___________

Профессия ______________Место работы _____________

Прочие члены семьи _______________________________

Бытовые условия и гигиена жилища _________________

Материальная обеспеченность _.

Приготовлено ли приданое для ребенка _____________

Вредные привычки: алкоголизм отца: да, нет (подчеркнуть)

Алкоголизм матери: да, нет (подчеркнуть); курение матери: да, нет (подчеркнуть). Советы.

ЦЕЛЬ 2 -го дородового ПАТРОНАЖА:

подготовить беременную к кормлению ребенка грудью, к уходу за ребенком

ПОКАЗАНИЯ: беременность 32-34 недели.

ЗАДАЧАМИ 2-ГО дородового ПАТРОНАЖА ЯВЛЯЮТСЯ:

Второй ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ .

Дата выполнения _______________ Женская консультация №____

Ф.И.О беременной _______________________

Адрес ___________________________ Возраст _____

Профессия _____ ______________ Место работы ________

Профессиональные вредности ______________________

Прочие члены семьи, их здоровье ________________________

Бытовые условия и гигиена жилища ____________________

Материальная обеспеченность ____________________________

Здоровье родителей и членов семьи:

а) туберкулез ______________ б) вен. заболевания ________________

в) нервно-психические _____________ г) аллергические

д) наследственные ______________ с) сердечно-сосудистые _________

ж) эндокринные ______________ з) онкологические______________

Вредные привычки: алкоголизм отца: да, нет (подчеркнуть), алкоголизм матери: да, нет (подчеркнуть); курение отца — да, нет (подчеркнуть), количество сигарет, папирос в день _______; курение матери: да, нет (подчеркнуть), количество папирос, сигарет в день ________

Акушерский анамнез: беременность по счету ____, окончились родами ________, живых детей ______. причины смерти _____________,

выкидыши: да, нет (подчеркнуть), причина выкидыша _ ______

Предполагаемый срок настоящей беременности

Дата взятия на учет женской консультацией ____________

Течение беременности__________.___ состояние здоровья_____

Самочувствие___________

Перенесенные острые заболевания в период 6epeменности (какие, когда: даты) _______________________________________________

Наличие анемии ________ _____ гемоглобин _________ лечение_________

Исключены ли профессиональные вредности: да. нет (подчеркнуть), с какого месяца беременности ____

Выдерживается ли режим отдыха, прогулок: да, нет (подчеркнуть)

Правильно ли питание беременной с учетом рекомендаций женской консультации

Антенатальная профилактика рахита: УФО __ гимнастика ______

Антенатальная профилактика анемии ______

Выводы м/с по данному обследованию______________

Советы беременной ____________________

Вызов в школу матерей на учебу _______________________