Урок-проект «Говорите правильно»

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Дать понятие о том, что грамотная, соответствующая нормам литературного языка речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь затрудняет его; совершенствовать умение орфоэпически правильно произносить слова; способствовать развитию навыка исследовательской деятельности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Научатся употреблять в устной и письменной речи имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные падежные окончания имен существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов, к работе на результат

Организационная структура урока

I. Мотивация
(само-определение)
кучебной деятельности.

Эмоционально-психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению учебного
материала

СЛАЙД 2.

Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает . У нас урок-проект по русскому языку. М ы будем работать в парах. Активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

Мы поделились на группы. В каждой группе есть: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели, редакторы. Свои обязанности каждый знает. Мы с вами собрали ещё небольшой материал по теме, но время у нас есть, чтобы принять участие в нашем проекте.

Основные этапы проекта ?

- Для чего мы составляем проект?

- Создаваемый проект, как и любой другой, должен отвечать определенным требованиям . Каким?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Обдумывание проекта и составление плана;

Разработка всех частей проекта;

Иллюстрирование;

Испытание.

Проект является пособием;

Помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;

Интересный и увлекательный;

Работать с ним может сразу несколько человек;

Использовать можно многократно;

Можно даже определить победителя.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

II .Актуализация знаний по теме.

Определение темы урока-проекта(цели, задачи)

Ребята, на уроке мы будем активно использовать компьютерные технологии. Поэтому тема проекта спряталась в следующих двух электронных ссылках. Расшифруйте.

Постановка проблемы:

- Вы что-нибудь поняли из этого отрывка? (Разные версии – возникло затруднение)

А ведь очень часто такие ситуации можно наблюдать, когда вы общаетесь между собой, в классе, на перемене, дома… Какой вывод можно сделать? Вы правы, одного желания правильно говорить мало. Слова нужно еще и правильно произносить. На примерах мы убедились, что нам нужна грамотная речь. Этому мы и посвятим сегодня свой урок.

Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший правильный старт. Давайте зададим себе и окружающим посыл, установку, призыв по теме проекта. Давайте говорить правильно!

Все выше сказанное позволяет нам сформулировать проблему проекта, которую необходимо решить при его прохождении, реализации.

- Постановка проблемы и задач исследования: как говорят люди, знакомые, члены семьи. Почему нарушаются нормы литературного языка? Какие основные нормы речи изучаются в начальной школе?

Откройте учебник стр.144, прочитайте название проекта.

Какова же тема проекта ?

Вы правы. Отсюда вытекает цель нашего проекта.

Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший старт. Давайте зададим себе и окружающим посыл, установку, призыв по теме проекта.

«Говорите правильно»

«Давайте говорить правильно!»

Подготовительный этап к созданию проекта и составлению плана

Результатом проекта станет карманная книжка-покетмод по русскому языку по теме «Говори правильно» . Книж ка должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль – помощницы.

Итак, задание первое – оформить название покетмода , а на обратной стороне – над проектом работали.

Развивать самостоятельный поиск,включающий элементы исследования, направленность на то, чтобы применять полученные знания в новых условиях.

Принимать участие в коллективной, частично-поисковой деятельности в ходе выполнения проекта

III .Реализация выбранного плана. Усвоение новых знаний.

Выработка правил проекта

Учитель распределяет задания (приложение 3)

Все группы выполняют предложенное задание.

Проверить работу иллюстраторов. Подключить незадействованных для помощи им.

1.«Аналитики» Выработка правил проекта

2.«Иллюстраторы»

Создают титульную страницу книжки.

3.«Экспериментаторы» Собирают пословицы. Поясняют смысл каждой

1.Кто говорит - тот сеет, кто слушает - тот пожинает.

Не всякую речь сказывай.

2. Каков ум, такова и речь.

Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

3. Говорит, как река льётся.

Хорошую речь приятно слушать.

4. Каковы свойства, таковы и речи.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

4. Испытатели .

1. 2. 3.

Вам необходимо выбрать из вариантов кодов тот, в котором зашифрована тема урока. Дальше карточку с этим кодом вы передаете иллюстраторам.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности

и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Систематизация полученных знаний с опорой на предыдущий опыт

1)Работа по группам.

2) Работа с учебником.

3). Защита проектов.

Правила произношения слов устанавливаются и регулируются орфоэпией? На столах у вас толковые словари.

1) Работают аналитики. Откройте стр. 460 и найдите значение этого слова.

В это же время вы, испытатели , выполните 2задание из маршрутного листа.

2) Вам так же необходимо дать определение понятию «орфоэпия». Для этого считайте смартфоном код на интернет-ссылку онлайн- словаря.

Жду ваших ответов. Сделайте вывод.

Сдайте выполненное задание иллюстратору вашей творческой группы, который оформит вторую страничку покетмода.

Ребята, поработаем над первым заданием учебника.

У нас возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Где должно стоять ударение? Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос.

Все правильно. Словарь ударений. Информацию о словарях нам расскажет научный руководитель 1группы.

Спасибо. Ребята, а как знания правильной расстановки ударений могут пригодиться нам в жизни? Верно. Информацию о применении норм ударения расскажет нам научный руководитель 2 и 4 группы.

Ребята, поработаем над вторым заданием учебника.

У нас вновь возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос?

ВЫВОД:Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

Выступления учащихся. Презентация покетмодов групп.

IV. Рефлексия деятельности.

Самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.

Посмотрите,пожалуйста на экран и выберите из незаконченных предложений те, которые вам хочется продолжить.

Как бы вы их закончили?

Дети работают по рефлексивному экрану.

Всё ли удалось решить на уроке?

Что было интересно?

Какие сложности встретились?

Чем мы занимались на уроке?

Понравилась ли вам эта работа?

Что показалось самым интересным?

Что нового узнали?

Чему научились?

Где можно использовать полученные сегодня знания?

V. Домашнее задание.

Разноуровневые задания