Оксана Шахова
Конспект занятия по теме: «Ранняя весна»

Тема : Ранняя весна

Задачи : уточнить знания и представления детей о сезонных изменениях в природе, о временах года; закрепить названия весенних месяцев учить обобщать знания о весне на основе наблюдений и средств фольклора. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать интерес, желание узнать новое. Закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем.

Ход занятия:

1. Ритуал :

Здравствуйте, ребята! Скажите, вы сегодня уже здоровались с мамами и папами, со своими воспитателями? А с солнышком вы сегодня здоровались? Давайте подойдем окошку, поздороваемся с солнышком.

Солнышко яркое встает,

Лучики свои нам шлет,

Руки к солнцу мы протянем.

Здравствуй, - солнышку мы скажем.

2. Разминка :

Ребята, солнышко приглашает вас поиграть. Игра называется «Назови все желтое» . Вы по очереди должны называть предметы желтого цвета, а за каждый правильный ответ солнышко подарит вам свои маленькие солнышки.

После игры воспитатель говорит детям, что они теперь маленькие солнышки, помощники большого солнца. Что делает солнце? Светит, всех греет. А как вы, маленькие солнышки можете всех согреть? (своими добрыми делами) .

3. Мотивация :

Обратить внимание детей, что в группе на полу чьи-то следы. Чьи они могут быть? Давайте пройдем по следам и узнаем.

(на столе лежит белый лист бумаги, на котором воском нарисована Весна . Детям предлагается закрасить лист зеленой краской и узнать что же нарисовано).

Кто получился на нашем рисунке? (Весна ) .

Художественное слово :

Кто прошёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит :

Тише всех пришла весна .

А какое время года у нас уже наступило? (ранняя весна ) . А почему ранняя ? (ответы детей)

- Весна тоже приглашает вас поиграть. «Назовите друзей весны » .

(яркое солнце, длинный день, рыхлый снег, тепло, капель, сосульки, птицы, проталины, листья, трава, цветы)

Ребята, а как же так получилось, была зима, солнце светило слабо, было холодно. И вдруг солнце стало ярче светить, стало теплее. Почему это произошло?

Хотите узнать? Для этого я предлагаю вам стать астрономами и пройти в лабораторию. В лаборатории нам необходимо, как настоящим ученым надеть халаты и разместиться вокруг стола, где мы будем проводить эксперимент.

4. Эксперимент : Вращение земли вокруг Солнца.

Оборудование : лампа без плафона, глобус.

5.- Ну вот, ребята, понятно теперь почему у нас происходит смена времен года и как это происходит?

Ну это мы сейчас знаем, а раньше люди считали, что весну на своих крыльях приносят перелетные птицы. Каких птиц мы называем перелетными (ответы детей) Да, и люди верили, что прилетая к нам из теплых мест, эти птицы несут весну . А чтобы птицы быстрее прилетали и быстрее наступало тепло люди придумали звать птиц, сочиняли специальные стихотворения, которые назывались «заклички» .

«Жаворонки прилетите,

Весну принесите ,

Зима надоела

Весь хлеб поела».

«Жаворонушки, перепелушки,

Прилетите к нам!

Весну ясную , весну красную

Принеси нам!».

В стремлении приблизить, ускорить приход весны хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из коринки, черемухи, изюма. И называлась эта выпечка “грачами”, “жаворонками”. Такое печенье получал каждый член семьи и, выйдя на улицу, подбрасывал его в воздух. Ну мы с вами печенье испечь не можем, а вот сделать птиц из бумаги мы можем и я предлагаю вам сейчас этим заняться .

После того, как дети сделают птиц предложить еще раз всем вместе проговорить заклички.

Ну вот, мы с вами как настоящие солнышки сегодня помогли весне и в конце занятия солнышко хочет узнать, понравилось вам ему помогать или нет. Оно приготовила вам тучки и солнышки. Если занятие вам понравилось возьмите солнышко, если не очень возьмите тучку. Спросить каждого ребенка, почему он выбрал такой знак.

В конце предложить детям и гостям печенье

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ЗВЕЗДОЧКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

Конспект

открытого занятия по развитию речи

на тему «Ранняя весна»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Хилай Марина Аркадьевна

Зерноград, 2012

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: Ранняя весна.

Задачи:

Образовательные:

    расширение и активизация словаря по теме «Весна», развитие умения объяснять лексическое значение слов;

    развитие умения согласовывать числительные с существительными и прилагательными;

    развитие умения составлять словосочетание, предложение;

    обучение навыкам связного высказывания.

Коррекционные:

    развитие зрительного и слухового восприятия и памяти; логического мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики;

    предупреждение и профилактика дислексии, дисграфии.

Воспитательные:

    воспитание бережного отношения к природе;

    воспитание умения работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: запись “Звуки весны”, «Пение птиц», «Весенняя песенка», игрушка Колобок, Весёлое Солнышко, картинки для мимической гимнастики, картинки-приметы весны и других времён года, картинно-графический план, облако с линиями для зрительной гимнастики, картинка большая «Подснежники» и маленькие для каждого ребенка, разрезная сюжетная картинка «Весна», подарки для детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие.

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Минута релаксации (Звучит запись “Пение птиц”).

Логопед: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Логопед: Сядьте правильно, спинка ровная (обращаем внимание на осанку).

Наши ушки слушают и всё …(слышат).
Наши глазки смотрят и всё … (видят).
Наша голова работает … (хорошо).
Язычок чётко произносит все … (звуки).

2. Введение в тему занятия.

Логопед: Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Сегодня я предлагаю вам провести занятие вместе со сказочным героем, имя которого вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (КОЛОБОК).

Верно, это Колобок. Он очень спешил к нам на занятие. А знаете, что у Колобка тоже меняется настроение, как и у людей. Он бывает каким? (делаем мимическую гимнастику).

А знаете о чём он мечтает? Он очень хочет встретиться с Весной. А для того, чтобы исполнилась его мечта, ему нужно выполнить разные задания, которые он встретит на своем пути. Поможем ему? Ну, тогда вперед! И вот первое задание: ребята, как вы думаете, какая самая яркая примета весны? (Солнышко). Конечно, это лучистое солнышко. Но почему-то наше солнышко спряталось за тучки и никак не может выбраться. Давайте подойдем к столу и раздуем тучки. (Дыхательная гимнастика: дети сдувают легкие тучки с рисунка солнышка). Вот и выглянуло солнышко и можно дальше продолжать путь. Следующее задание такое: посмотрите внимательно на доску. (На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года). Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы. (Ответы детей).

3. Самомассаж лица и шеи.

Логопед: Ребята, вы справились с заданием. Но чтобы нам продолжать занятие дальше, нужно хорошо подготовиться: «Не циркач и не артист, сам себе я массажист» - сделаем массаж лица и шеи.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем

(разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли

(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки

(оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки

(пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем

(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам

(спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта

по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем

(покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот;

надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем

(указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу

и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем

(разминание подбородка с оттягиванием его вниз:

пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем

(поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к

ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

4. Работа по картинно-графическому плану.

Логопед: Ребята, вы уже говорили, что сейчас у нас на дворе …. (ответы детей – весна). После какого времени года наступает весна? Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

(Логопед вывешивает картинно-графический план).

Логопед: Какое солнце весной? (Оно яркое, теплое, чаще появляется). Да, солнце ярко светит, пригревает. Что происходит со снегом? (тает, он грязный). Снег тает, темнеет, бегут ручейки, появляются проталины – место, где стаял снег и видна земля. На проталинах появляются первые цветы – подснежники. Сосульки тоже тают. Днем с них капает вода. Это явление природы называется капель . А что происходит с деревьями? (просыпаются, на них видны почки). Деревья и кусты оживают, просыпаются, на них начинают набухать почки. Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у нее появляются детеныши. Заяц, лиса, белка, волк - линяют). Весной просыпается медведица с

медвежатами. Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче.) Весенний день уже теплый, длиннее ночи. Все эти явления происходят в марте. Это ранняя весна. В каком месяце происходят все эти явления? (в марте). Какая это весна? (ранняя).

А теперь, ребята, давайте по цепочке расскажем Колобку о весне. Сначала послушайте меня, а потом расскажете вы.

5. Пересказ по цепочке рассказа о весне.

6. Физминутка.

Логопед: Колобок хочет поиграть с вами в игру «Весенние слова» (под музыку) (на развитие слухового внимания).

Я буду называть слова, а вы присядете на корточки, когда услышите «весеннее» слово. (Звучит запись “Звуки весны”).

Мороз, снегопад , капель , листопад, метель , апрель, снежинка, проталина , гололед, снеговик, подснежник , урожай, ручеек, вьюга, Снегурочка.

Логопед: Какие весенние слова вы запомнили?

7. Зрительная гимнастика.

Логопед: Ребята, посмотрите какое необычное облако у нас появилось. На нем есть линии и фигуры разного цвета. Давайте проследим по этим линиям и фигурам глазками за красной точкой. Приготовьтесь. (по кругу следим за лазером). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз. Отдохнули.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

Логопед: Ребята, а какие первые цветы появляются весной? Вот и у нас на полянке выросли маленькие подснежники. Колобок предлагает вам посчитать их.
1 маленький подснежник,
2 маленьких подснежника,
3 …,
5 маленьких подснежников.

(Открываем поочерёдно цветочки)

Логопед: Злые люди хотят сорвать наши подснежники. Цветы их боятся. Давайте спрячем подснежники под пальчиками (сначала правой руки, затем левой). (на маленьких картинках

дети индивидуально закрывают пальчиками подснежники).
Спасли цветы.

9. Работа с сюжетной картинкой.

Логопед: А теперь вспомним, какие приметы весны мы сегодня с вами называли. А поможет вспомнить нам вот эта картинка. (Дети называют приметы). Есть здесь приметы, которые мы с вами еще не назвали. Найдите их.

Логопед: Ребята, а у Колобка есть эта картинка, разрезанная на части. Он собирает ее дома как пазл. Но у него что-то не получается. Давайте поможем Колобку собрать ее. У каждого из вас есть по 3 фрагмента от этой картинки. (Повторить правила, как собирать пазлы). (Дети работают вместе). Что нам помогает правильно сложить картинку? Увидите фрагмент с синей рамкой – это граница рисунка.

(Дети собрали пазл, получилась весенняя картинка). Давайте посмотрим, правильно ли мы собрали картинку? Какие приметы весны вы запомнили? А какие еще не назвали?

Логопед: Ребята, посмотрите-ка, вот и весна наступила. Наш Колобок встретился с весной, мы помогли ему в этом. (Включить колобка).Он благодарит вас за это и дарит вам маленькие сувениры (подснежники).

10. Итог занятия. Поощрение детей.

Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. (Звучит запись “Весенняя песенка»”). Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Думаю, что вы порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое!

Галина Черняева
Конспект занятия «Весна, весна на улице…» (старшая группа)

Краткая аннотация : методическая разработка входит в цикл занятий по познавательному развитию старших дошкольников , раскрывает вопросы гуманного отношения к природе родного края. Может быть полезно педагогам ДОУ.

Цель : Сформировать знания детей о весенних изменениях в природе.

Задачи :

* обобщить знания детей об изменениях в природе в весенний период;

*закрепить знания о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни, среде обитания;

*развивать и активизировать речь, память, слуховое внимание, мышление, общую и мелкую моторику;

*воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к природе родного края.

Словарная работа : Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая, пернатые.

Предварительная работа : наблюдение за изменениями в природе на прогулке, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов о природе, загадывание загадок, подвижные игры, разучивание песни дидактические игры "Когда это бывает?", "Четвёртый лишний", "Скажи одним словом", "Закончи предложение" и другие.

Взаимодополнение : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- творческое развитие.

Культурные практики : познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Методы и приёмы : игровой, беседа, вопросы, художественное слово, рассматривание, прослушивание, объяснение, указания, поощрение.

Материал и оборудование : картинки с изображением перелётных птиц, запись голоса птиц, мяч, коллаж природы на ватмане, ножницы. клей, салфетки, кисточки. клеёнки.

Ход занятия.

1. Вводная часть (организационный момент) .

Дети стоят полукругом.

Воспитатель читает отрывок стихотворения :

Как это приятно -

Проснуться и встать.

И синее небо

В окно увидать.

И снова узнать,

Что повсюду - весна ,

Что утро и солнце,

Прекраснее сна! (И. Мазнин)

Воспитатель : - Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнышко заглядывает к нам в окошко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнышку и друг другу.

2. Основная часть.

Воспитатель : - Ребята, вы рады весне ?

Как мы можем определить, что наступила весна ?

Правильно, по приметам.

Проводится дидактическая игра "Приметы весны " (с мячом) .

Воспитатель : - Сейчас мы будем передавать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны , которые наблюдали на прогулке, по дороге в детский сад.

Солнце светит ярко и пригревает.

Ночи стали короче, а дни длиннее.

На солнце снег тает и превращается в воду.

Появляются проталины.

Бегут весёлые ручейки.

Появляются первые весенние цветы - подснежники.

С юга возвращаются перелётные птицы.

Набухают почки на деревьях и кустарнике .

Просыпаются насекомые.

Тёплый ветер дует с юга.

Воспитатель : -Молодцы, ребята, весна у нас уже в городе наступила. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)

Воспитатель предлагает детям рассказать стихи о весне .

1. К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны . (И. Токмакова)

2. Наконец пришла весна .

Ель, берёза и сосна,

Сбросив белые пижамы,

Пробудились ото сна. (И. Шандра)

3 По весне бухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна -

Сколько носиков зелённых (Т. Дмитриев)

4. Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна . (Е. Карганова)

5. Хорошо в лесу в апреле :

Пахнет лиственною прелью,

Птицы разные поют,

На деревьях гнёзда вьют. (Г. Ладонщиков)

6. Чудо-чудо-чудеса -

У лесной проталинки

Раскрываются глаза

У цветочков маленьких.

Есть у них и имя нежное -

Называются - "Подснежники".(В. Алфёров)

7. Листики проснулись

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна :

Неужели это…

Неужели лето?

Нет, еще не лето,

Но уже – весна (В. Данько)

Воспитатель : -Молодцы, ребята, а сейчас поиграем.

Речедвигательная игра "На лужайке по утру"

На лужайке поутру (дети встают в круг, берутся за руки)

Мы затеяли игру.

Я - подснежник, ты - вьюнок,

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре, (делают 4 шага назад)

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки. (бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим, (раздвигают круг)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять - (смыкают круг)

Будем в солнышко играть.

Мы – весёлые лучи, - (тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи. - (прыгают на носочках)

Воспитатель : - Ребята, весна - полна чудес , она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях .

Скажите, дети, а какие птицы первыми прилетают с юга?

Правильно, грачи.

Воспитатель : - Какие ёще птицы прилетают в марте?

Воспитатель : - Правильно, скворцы, жаворонки, чижи и зяблики.

Дети : - Затем прилетают журавли, трясогузки, дрозды, ласточки, стрижи, соловьи.

Воспитатель : - Ребята, а когда к нам возвращаются утки и гуси?

Воспитатель : - Правильно, как только сходит лёд на реках и озёрах прилетают утки, гуси.

Воспитатель : - Как мы называем этих птиц?

Воспитатель : - Правильно, водоплавающие.

Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.

Посмотрите, как много перелётных птиц вернулось в наш край. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные. Давайте сравним. (дети рассказывают о птицах)

Воспитатель : - Правильно, они большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.

Воспитатель : - Что общего у всех птиц?

Воспитатель : - Правильно, у всех птиц есть крылья, хвост, туловище, голова, клюв, лапы, перья.

Воспитатель : -Что происходит нового в жизни птиц весной ?

Воспитатель : -Правильно, птицы заняты важным делом . они вьют гнездо.

Воспитатель : -А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями, в камышах на пруду, под крышами домов, в скворечнике и т. д.).

Воспитатель : -Птенцы появляются на свет беспомощными. Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т. д.)

Какую пользу приносят птицы выкармливая своих птенцов?

Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)

Воспитатель :- Ребята, сейчас, я предлагаю вам угадать птиц по их голосам.

Воспитатель : Молодцы, ребята, а сейчас я приготовила для вас новое задание. Каждый из вас возьмёт любую понравившуюся птичку, вырежет её и разместит там, где она строит себе гнездо. но прежде чем приступить к работе проведём пальчиковую гимнастику : "Птицы"

Тили-тели, тили-тели, (Скрестить большие пальцы,

С юга птицы прилетели. Помахать ладошками)

Прилетал к нам скворушка

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей, (Загибать поочередно пальцы на руках)

Торопились кто быстрей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись прилетели, (Сложить указательный и большой

Песни громкие запели. Палец «открывать-закрывать клюв)

Воспитатель- А сейчас приступаем к работе.

Дети выбирают себе птичку, вырезают её по контуру. Наносят клёй и размещают птичку там, где она строит своё гнездо. Ребёнок может кратко рассказать, почему он именно здесь поселил птичку. По окончанию самостоятельной деятельности, дети исполняют хороводную песню "Веснянка " сл. и муз.

Заключение.

Воспитатель : -Ребята, вот и подошло наше занятие к концу . Что вам понравилось на нашем занятии ? Что вам запомнилось?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Все ребята сегодня получают призы.

Список использованных источников :

1. Рыжова Н. А. Программа "Наш дом природа" М. "Карапуз- дидактика"-2005г.

2. Бондаренко А. К. "Дидактические игры в детском саду" М. -1995г.

3. Стихи о весне : http://www.vsezagadki.ru

4. Фотографии птиц для создания презентации : http://images.yandex.ru

ГКОУ РО школа – интернат VIII вида №1 г. Новочеркасска

Методическая разработка

коррекционно-развивающего занятия

по теме: «Весна»

Разработала и провела

воспитатель

Вифлянцева Е.Ю.

Тема: Весна.

Цель: развитие познавательных процессов, тактильного ощущения через уточнение и расширение представлений о предметах и признаках весны.

Задачи:

Образовательная: уточнить и расширить представление детей о признаках весны.

Коррекционно-развивающая: развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к искусству «Оригами»;

формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха;

воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.

Оборудование: Рисунки с временами года (лето, зима, осень, весна), три рисунка на тему весна и один рисунок на тему зима, картинки с названиями весенних месяцев, цветная бумага черного цвета, большой рисунок на ватмане на тему весна без птиц, клей. Использование ИКТ.

Целевая группа: учащиеся 4 класса коррекционной школы 8 вида.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

    Игра «Составь слово».


Сегодня на занятии мы поговорим о ….О чем? Вы сейчас отгадаете, если составите слово из этих букв. (ВЕСНА)

Правильно, мы сегодня будем говорить о весне, о приметах весны, вспомним название весенних месяцев. Ваша задача на сегодня запомнить приметы весны.

В природе есть солнце. Оно всех любит и всем светит. Закройте глазки и представьте, что к нам заглянул солнечный зайчик. Вот он побежал по партам, заглянул к нам в глаза, погладил каждому руку. Не спугните его. Он не озорник. Он всех любит и ласкает. Улыбнитесь ему. Улыбнитесь друг к другу. Ведь у нас прекрасное настроение. Солнечный зайчик вместе с нами будет сегодня играть и выполнять задания. (Воспитатель вывешивает Рис.9а)

2. А теперь посмотрите на доску.

Ребята, перепутал все на свете

Знаете кто? Проказник ветер!

Игра «Размести по порядку».

а) б) в) г)

Ребята, подул весенний ветер и перепутал все картинки с временами года, давайте повесим их в правильном порядке (дети по порядку вешают рисунки с временами года).

Воспитатель: Год начинается с зимы, потом, придет весна, вслед за весной придет лето и конечно осень. Запомните порядок времен года. Давайте повторим хором название времен года (дети хором повторяют название времен года по порядку).

Воспитатель: Каждое время года состоит из трех месяцев. Название весенних месяцев вы прочитаете, если правильно подберете к рисунку «Заплатку».

3. Игра «Волшебный сундучок» (Найди заплатку)

а) б) в) г)

д)

Посмотрите картинку, на ней «дырочки». На какую геометрическую фигуру похожа «дырка». Найдите эту фигуру в волшебном мешочке и поставьте «заплатку». (дети на ощупь определяют подходящую фигуру, достают из мешочка и закрывают дырку).

Назовите по порядку весенние месяцы. (дети читают название месяцев МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

4.Игра «Четвертый лишний.

Посмотрите на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя. Почему? (дети…)

Составьте маленький рассказ по рисункам (дети составляют рассказ по картинкам).

Давайте перечислим приметы весны?

Дети перечисляют:(Ярче светит солнце

Тает снег

Из почек появляются листья

Расцветают подснежники

Прилетели грачи)

5. Ф/минутка «Елочки».

Елочки зеленые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются

Сколько елочек зеленых

Столько сделаем наклонов. (воспитатель показывает

картинку с елочками)

Приседайте столько раз

Сколько шариков у нас. (воспитатель показывает

картинку с шарами)

Сколько красненьких кружков

Столько сделаем прыжков. (воспитатель показывает

картинку с кружочками)

6. Игра «Отгадай и отыщи». Отгадай загадки и покажи отгадку в картинках (дети выбирают отгадку среди картинок).



Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Из почек появляются,

Весной распускаются,

Осенью увядают

И все опадают. (листья)

Из – под снега расцветает

Раньше всех весну встречает. (подснежник)

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя птица черная птица

Прямо на трактор чуть не садиться? (грач)

Ну –ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (солнышко)

7. Игра. «Угадай-ка».

Посмотрите на рисунок и назовите по рисунку приметы весны. Какой приметы не хватает? Правильно, нет птиц.

А давайте с вами сделаем птиц из бумаги и посадим их на наше дерево.

Чтобы пальцы чуть размять, сначала обыграем стишок «Цветок»

8. Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Наши нежные цветы

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.

9. Складывание птиц из бумаги. «Оригами»

Птица (классическая модель)




4).

Складываем птиц, рисуем глаза птице и каждый приклеит свою птицу на наш рисунок.

А теперь смотрим на наш рисунок и назовем приметы весны еще раз. (Дети называют приметы весны)

10. Итог занятия.

Игра «Весенние приметы».

Хлопайте в ладоши тогда, когда я назову весеннюю примету.

Кружатся осенние листья

Тают сосульки

Дети купаются в речке

Прилетели грачи

Падает пушистый снег

Появляются подснежники

Птицы улетели в теплые края

Ярче светит солнце

На деревьях появляются листья.

Река затянулась льдом

Дни стали длиннее

11. Чтение стихотворения

Воспитатель:

И в конце занятия послушаем стихотворение

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (дети хором отвечают: «весна»)

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы работали. Солнечный зайчик хочет с вами подружиться. Закройте глазки, подставьте ему свои ладони, возьмите его тепло. Улыбнитесь ему. Он вас любит. (воспитатель раздает каждому желтые витамины, напоминающие солнце).

Дети: А зайчика нет. Где зайчик?

Конспект занятия по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа)

Задачи: продолжать знакомить детей с весенними изменениями в природе, учить описывать картинку, называть характерные признаки весны. Расширять знания детей о природе, сезонных изменениях. Формировать грамматически правильную речь, развивать умение подбирать прилагательные к основному слову. Закреплять умение читать стихи. Продолжать учить детей рисовать пейзаж.

Ход занятия I. Организационный момент

Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит наступает
Настоящая весна.

А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость) . А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение)

А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)

Выставляется иллюстрация весны.

У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)

Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

Игра «Наоборот». - Ребята, посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? - Весна. - Правильно, а как вы догадались? - Становится тепло, снег тает, деревья просыпаются, появляются цветы, прилетают птицы. - Правильно. Как много вы знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Кому дам в руки волшебную палочку, тот будет отвечать. Зима ушла, а весна… пришла. Зима холодная, а весна… теплая. Зимой солнце морозит, а весной… греет. Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.

«Весна» (И. Токмакова)

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).

А как вы думаете, почему к нам весна идет быстрыми шагами?

Что происходит с сугробами?

Подумайте, а почему черные проталины видны? (Пригрело солнышко, стало теплее). - Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые. - Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему? Март-капельник. Апрель-водолей. Май-травень, цветень. - Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.

- Послушайте, ребята, как композитор П.И. Чайковский нам рассказал о весне.

Дети слушают «Времена года» П. И. Чайковского.

Воспитатель: попробуем войти в картину:

Какие звуки вы слышите?

Какие запахи ощущаете?

Как можно назвать картину

«Я принесла на занятие,- показывает воспитатель,- весенние картины. Догадайтесь, почему я назвала их весенними»?

(показ слайдов изображающие весенние явления в разные периоды, животных, птиц и растений весной.) - Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной. - Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее). - Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки). - Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (капельки воды часто-часто капают с крыш).

А что происходит с почками? (почки лопаются, и распускаются маленькие листочки). - - А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче -Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну?» - Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда). - А весной чем питаются, птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы). - Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.

В жизни животных тоже происходят изменения (весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней) - А что происходит с теми животными, которые всю зиму спали? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).

Весной появляются первые цветы, а какие?(первоцвет, мать-и-мачеха)

Что подарила нашему участку весна? («Цветы: одуванчики, тюльпаны. Бабочек, жуков, густую траву».)

Ребята какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.(несколько детей составляют рассказ по картине)

Физминутка

Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким,

«Весенние приметы»

Воспитатель: ребятки весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.) а теперь приготовьте лист бумаги и цветные карандаши. (поговорить с детьми о весне и предложить игру – найти и нарисовать) Ребятки а сейчас мы с вами будем рисовать приметы весны.(Можно подсказать, какую они одежду одевают зимой. А какую одежду они одевают весной? Курточку, а зимой носили теплую шубку, толстый свитер, шерстяные варежки и носки.

Солнышко пригревает, и на улице стало теплее – вот и первая примета весны. Рисуем солнышко. Солнышко припекает, поэтому тает снег и бегут ручейки. Вот мы нашли и вторую примету весны. Рисуем ручейки или лужи.

В народе говорят, если распустилась верба, зацвела Мать-и-мачеха и появилась молодая трава – пришла . Это мы определили третью примету весны - рисуем травку.

На деревьях набухают нежные почки, на березе и тополе появляются сережки, следом распускаются молодые листочки. Почки, сережки, листочки – это еще одна весенняя примета. Нарисуйте вместе березку с листочками.

Обратите внимание ребятки на воробьев: они весело щебечут, суетятся, тащат сухие веточки и травинки. Радуются весне. Стали появляться птицы, которые улетали на зиму – скворцы, грачи, ласточки. (Самих птиц увидеть не так просто, поэтому покажем фотографии или рисунки птиц). Вместе нарисуем птичку (а может и не одну) птичку.

Окончание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить, о нем они вели беседу, перечислить понравившиеся игры и упражнении.